Общее и особенное в медиаобразовании,
интегрированном с базовым.

Л.С.Зазнобина

Сохранение тенденций, связанных с возрастанием роли коммуникационного взаимодействия в развитии человеческой цивилизации, несомненно можно обозначить как иерархически наиболее общее свойство той области деятельности, к которой можно отнести медиаобразование.

Информационная сфера общества во многом формируется под воздействием СМИ и, наряду с информацией, составляющей часть общественного сознания, включает информацию, обладающую уникальностью и принадлежащую тому или иному индивиду. Информационная сфера личности, в свою очередь, включает мировоззренческую, социальную и практико-ориентированную составляющие.

Информация (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение) - понятие используемое в философии с давних времен. Первоначальное понимание информации как сведений сохранялось вплоть до середины ХХ века. Бурное развитие наук во второй половине ХХ века привело к обогащению этого понятия. Взгляды на информацию сегодня тоже нельзя считать застывшими. В связи с заявленной проблемой мы будем придерживаться позиции академика Н.М.Амосова, что всякое воздействие одной системы на другую связано с передачей информации. Информация - это определенный аспект взаимодействия. Ряд специалистов акцентируют внимание на ее общенаучный характер.

Сторонники другого подхода считают, что информация присуща только живым формам материи. Она проявляется на определенной стадии развития материального мира, когда становятся возможными сложные, динамичные, самоуправляемые, саморазвивающиеся системы (человек). Эту мысль можно проиллюстрировать высказыванием академика А.И.Берга (1964 г.): "Прямым опытом доказано, что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира - это начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло, мало того - как наличие энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на планете".

В условиях школы и вне ее постоянно имеет место коммуникативное взаимодействие взрослых и детей, направленное на формирование информационной сферы человека. Результаты этого взаимодействия, с одной стороны, планируются как результаты обучения и воспитания и выступают как результат активного практического приложения коммуникативных умений, с другой стороны, мало учитывается воздействие неконтролируемых школой информационных потоков, потребляемых школьниками за ее стенами. Особенным в этом случае следует признать уровень реализации в том или ином учебном заведении собственно медиаобразования, направленного на подготовку школьников к жизни в информатизированном пространстве, на внутреннюю и внешнюю корректировку мировоззренческих, социальных и практико-ориентированных составляющих информационной сферы индивида под воздействием школьных и внешкольных информационных потоков.

Средства массовой информации невозможно рассматривать в отрыве от всей совокупности общественно-политических и экономических процессов, происходящих в той или иной стране. Общее -это динамичное состояние самих СМИ, их постоянное развитие и трансформации, обусловленные как техническими возможностями, так и множеством других факторов. Особенное - специфичное взаимодействие этих переменных величин как между собой, так и с различными социальными институтами, в том числе со школой. Это взаимодействие конкретно и в нем огромную роль играет человеческий фактор.

В ряде стран уже давно в различных публикациях приводятся всевозможные рекомендации для индивидуальной защиты сознания зрителя от воздействия рекламы. Вот, например, несколько подобных советов: "Всегда подходить с позиции критики. Помнить, что в воздействии всегда пытаются отключить сознание. Фиксировать, какую цель преследует воздействие.При принятии решения консультироваться с более опытными людьми". У российских школьников зачастую можно заметить их отторжение от информации при ее активном навязывании, в ряде случаев рекламная информация уже через несколько дней после ее появления на экране превращается в объект насмешки, в расхожий анекдот. В настоящее время многие средства массовой информации активно внедряют в сознание людей имидж своей компании как активного поборника справедливости,отстаивающего социальные права рядового гражданина. Но лицо компании определяют и люди и деньги. Председатель Союза журналистов России В. Богданов, выступая на одном из семинаров, говорил, что мы сейчас привыкли к тому, что есть журналисты более безнравственные и менее безнравственные. Мы привыкли к тому, что все могут нарушать этические правила, но если уж сильно нарушаются эти правила, то тогда вот это нехорошо.

Значит доверие к СМИ не может и не должно в принципе быть константным. Особенным следует признать достигаемые в каждом конкретном случае социальный и коммуникативный эффекты. Сегодня эти вопросы можно рассматривать как проблему дальнейшего исследования.

Общим в медиаобразовании следует признать его целеполагание и"механику"интеграции в различные образовательные области базового уровня.

Важные для медиаобразовательных целей результаты: включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации СМИ, умения интеpпpетировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования, пpинимать личностную позицию по отношению к скpытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена и др.; аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от “белого шума” и др.

Не менее важны и другие цели медиаобразования, связанные с развитием коммуникативных умений школьников, их общекультуpного уpовня.

"Механика" интеграции медиаобразования в те или иные школьные учебные предметы заключается в том, что следует находить как можно больше точек соприкосновения учебной информации каждой образовательной области и информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок вне школы. Обеспечивать их пересекаемость путем постановки и решения тех медиаобразовательных задач, которые возникают в точке пересечения.

Учебный материал полифункционален по своей природе и служит основой для достижения дальних и ближних целей той или иной учебной дисциплины и медиаобразования, интегрированного с базовым.

Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале той или иной дисциплины. Особенным в этой связи следует считать то, что постановка целей интегрированного в базовое медиаобразования происходит в условиях социального и информационного расслоения нашего общества. Иллюстрацией может служить высказывание в Русском журнале журналиста В.Шаповалова. В статье "Миф о поколении"им дано авторское видение того, как в одном небольшом городке Новгородской области отдыхает местная молодежь:

"... Юноши жались по стеночкам. Напитки в баре стоили феноменально дешево, но их не покупали. Денег не было, работы в городе - тоже. Здесь никто не видел культовых фильмов, не знал названий культовых групп, никогда не бывал в Интернете. У всех мальчиков - одинаковые прически ежиком, у всех девочек - одинаковый безвкусный макияж и клеенчатые мини-юбочки с местного рынка."

В других условиях эти же мальчики и девочки, получившие доступ в Интернет школе или других учреждениях, занимающихся организационно-просветительской деятельностью в области подключения детей к современным информационным технологиям, реализуют очень интересные проекты, примерами могут служить следующие:

  • Сибирский экологический проект. Цель проекта: привлечь школьников к посильной, экологически значимой практической деятельности в окружающей среде в форме проектной деятельности, научить грамотной оценке факторов экологического неблагополучия, активизировать исследовательскую деятельность экологической направленности в окружающей среде.

  • Краеведческий клуб Иркутск - Форт Росс. Археологический проект российских и американских школьников, в результате которого собираются материалы и происходит их обсуждение и представление в Интернете по исследованию сельских поселений и Сибири и на Аляске.

  • Филателия и педагогика. Филателистическая коллекция. Детские проекты. История первых марок. Филателистические сайты в Интернет. CD-каталог "Почтовые марки России. Словарь филателиста" и др. Особенным в этом случае следует признать специфичность предмета познания, различные стороны межличностного взаимодействия и многое другое, что определяет в значительной мере и социальную составляющую информационный сферы человека.

К особенному следует отнести и уровень медиаобразованности школьников, отношение и понимание медиаобразования учителями, методические приемы реализации медиаобразования на уроках. Приведем пример небольшого обследования учащихся ряда школ г. Москвы в 1998-99 учебном году. Анкетирование проводилось среди 102 учащихся 9-11 классов. Вопросы к учителю и учащимся были комплементарны друг другу и позволяли увидеть одну и ту же проблему с позиций учащего и обучаемого. В анкету для учителя был включен вопрос: 1.Какие общеучебные умения работы с информацией формируете Вы у учащихся на своих уроках? Назовите их.

А в анкете учащихся этот же вопрос был предложен в другой форме:

1. Умеете те ли вы: понимать задания в разных формулировках, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать информацию по заданным признакам, рассказывать по картинке, схеме, таблице, видео,составлять по тексту схему, таблицу, сценарий видео, определять, кому адресована информация, в чем ее скрытый смысл, из длинного текста делать краткий, из краткого текста делать длинный, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации, исправлять их, вычленять главное.

Учителя среди информационных умений, относящихся к общеучебным интеллектуальным умениям, характеризующим умственное развитие школьников, выделили умение конспектировать, составлять рецензии, вычленять проблему.

Большая часть анкетируемых построила ряд умений по предмету деятельности, а не по сути собственно умения: работа с учебником, с картой, с таблицей, со словарем, с ТСО.

Анализ ответов учащихся на этот вопрос показывает, что учащиеся завершающие образование в основной школе и обучающиеся в старшей школе считают, что основными информационными умениями они овладели. Легко прослеживается нарастание положительной самооценки собственных интеллектуальных умений от 9 класса к 11. В то же время некоторые учащиеся отчетливо осознают, что они не умеют понимать задания в различных формулировках (25 чел.), систематизировать информацию по заданным признакам (12 чел.), находить ошибки в получаемой информации (18 чел.), аргументировать собственные высказывания (6 чел.), вычленять главное (9 чел.). Следует подчеркнуть, что это - результат самооценки. Можно предположить, что проверка информационных умений школьников в той или иной образовательной области даст более низкие показатели.

В целом по результатам анализа ответов на этот вопрос можно оценить ситуацию как такую, в которой есть значительный потенциал для повышения эффективности профессиональной деятельности педагогического коллектива школы.

Сопоставим ответы на второй вопрос учителей и учащихся. Для учителей он предлагался в следующей формулировке:

"Используете ли Вы на своих уроках информацию, передаваемую по каналам ТВ, радио, публикуемую в периодической печати?

Из ответов следовало, что на уроках по дисциплинам гуманитарного цикла активно используется информация, передаваемая по ТВ каналу "Культура", практически по всем учебным предметам учащимся рекомендуется использовать дополнительную литературу, информационные выпуски служат основой изучения новейшей истории.

Для учащихся вопрос был поставлен несколько по-иному:

"Из своего личного учебного опыта приведите один пример, в котором покажите, какие информационные умения, в какой учебной ситуации, на каком уроке и как вы применили"?

Приведем несколько ответов на эти вопросы:

"Использую информационные умения, чтобы выполнить домашнее задание".

"Аргументирую свои высказывания при доказательстве теоремы на уроках геометрии". "На уроке биологии был дан текст, по нему надо было составить схему".. Для многих учащихся проявление личных информационных умений -- почти уникальное событие в их жизни, как бы "внештатное", выходящее за рамки традиционного взаимодействия учитель- ученик ("в первом классе на уроке музыки я одна назвала Моцарта и Бетховена", "на уроке литературы я исправил ошибку учителя, учитель рассказывал о русской истории", "на уроке биологии в прошлом учебном году я использовал информацию из ТВ-передачи"Диалоги о животных", речь шла об эволюции". "В телепередаче "Колесо истории" говорилось о Коломенском. На уроке истории я дополняла об этом"."Однажды на уроке истории я не согласилась с учителем и высказала свое мнение, оно было оценено положительно").

В целом анализ ответов показал целесообразность сохранения традиционного

методического подхода, связанного с формированием у учащихся информационных умений. Однако, учитывая изменения в информационном мировом пространстве, возросшую значимость в современной жизни интеллектуальных умений создавать, воспринимать и передавать информацию, важно признать, что работу в этом направлении следует усилить. Иными словами, следует вплотную заниматься медиаобразованием интегрированным в учебные дисциплины.

Следующие вопросы касались использования в учебном процессе внешкольной информации. "С какой целью Вы включаете в учебный процесс внешкольную информацию?"(для учителя). "Используете ли Вы на уроках информацию передаваемую по каналам ТВ, радио, публикуемую в периодической печати"? (для учащихся).

Практически все школьники находятся под воздействием активного использования СМИ на уроках ОБЖ, истории, литературы, биологии, географии.

Яркие впечатления, связанные с включением в учебный процесс внешкольной информации, характерны для многих высказываний подростков: ураган в Москве, Ю.М. Лотман на экране, книги о Байроне, Мольере, передачи об Олимпиаде,"Говорите по-русски", книги о Москве и др. В то же время звучат из уст школьников и такие суждения: "На уроках полученную информацию не использую!"

Если принять во внимание, что среднестатистический школьник проводит перед телевизором от 3 до 5 часов ежедневно, то судя по ответам, этот огромный информационный потенциал используется не в полной мере.

Заключительные вопросы касались коммуникативных барьеров. В адрес учителя:". Испытываете ли ВЫ коммуникативные затруднения при просмотре телепередач, прослушивании аудио, чтении периодической печати?Приведите примеры непонятных Вам слов. Какие изменения следует внести в Вашу работу, чтобы уменьшить влияние коммуникативных барьеров на успешность учебы школьников". В адрес учащихся: "Все ли слова ВЫ понимаете при просмотре телепередач, прослушивании аудио, чтении периодической печати? Приведите примеры непонятных слов".

Выяснилось, что проблема коммуникативных затруднений учащихся вызывает у учителя интерес в той мере, в какой это касается изучаемой учебной темы.

Собственные коммуникативные проблемы учитель преодолевает как и всякий образованный человек, обращаясь к словарям и справочникам. Но в целом проблема старшего школьника, связанная с коммуникативными барьерами, "загнана" внутрь, подросток не испытывает со стороны школы ни интереса, ни помощи в преодолении своих затруднений в этой сфере интеллектуальной жизни. Судить об этом можно по тому, что большая часть опрашиваемых ответила, что не помнит те слова, значения которых не знает, старается их тут же забыть, не смотрит тех передач, в которых эти слова встречаются. Подросток уходит в свой информационный "кокон", он не проявляет природной любознательности, он "сдается", не сопротивляется, признается в том, что какая -то часть информационного пространства ему недоступна (а ведь речь идет не о специальных, а об общекультурных знаниях !).

Реальный опыт интеграции медиаобразования с базовым уже на этом этапе выявил ряд проблем, корни некоторых из них лежат в тех областях, в которых оказалось упущенным из виду огромное методическое богатство, накопленное в отечественной школе ранее, в том числе - методические приемы работы с аудио-визуальными средствами обучения, использование средств наглядности и др.

Какова, например, взаимосвязь проблем наглядности в обучении и медиаобразования интегрированного с базовым? На каждом уроке школьники получают образцы информационного взаимодействия. Организация учебной предметной среды - образец организации целенаправленного информационного взаимодействия. В дальнейшей работе возможно выделение специфических проблем медиаобразования интегрированного с базовым, таких как: разрушение информационного кокона (поддержка общекультурного образовательного уровня), сохранение информационного кокона (дифференциация образовательных интересов). Накопление чувственного опыта (жизненного опыта) как прием столкновения мира, который показывают, с тем в котором живет человек. Параллельная школа, ее дидактический потенциал. Источники информации, приоритеты и перестройка иерархии. Цели и адресат информации, понимание скрытого смысла. Изменение содержания и формы информации в зависимости от цели. Информация в контексте реальной жизни и других информационных потоков.

Медиаобpазование интегpиpованное с теми или иными учебными дисциплинами можно рассматривать как междисциплинарную проблему. Реализация этой пpоблемы позволит"выpавнять"социально pазличные гpуппы школьников в области общекультуpной и специальной подготовки к жизни в современном жизненном простpанстве. Ее решение будет способствовать поощpению индивидуального pазнообpазия и взаимодействия людей, будет содействовать их сосуществованию.