Интернет в аспекте медиаобразования

Якушина Екатерина

Цели медиаобразования ориентированы на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, адекватное понимание медиатекстов, использование средств коммуникации для творческого самовыражения. Одной из них является ориентация на использование новых информационных технологий, таких как мультимедиа и Интернет, обладающий мультимедийными информационными возможностями.

Среди всех целей медиаобразования приоритетное внимание в своем исследовании "Разработка приемов ориентирования школьников в компьютерной сети Интернет в аспекте медиаобразования" мы уделяем медиаобразовательным целям, которые касаются двух аспектов функционирования информации: кодов, в которых она хранится, и технологии:

  • включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
  • формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе и с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, поисковые системы и др.)

При работе в Интернет есть специфика интеграции. С одной стороны Интернет выступает как источник информации. В сети находиться много точек соприкосновения информации и учебных предметов, важно только обеспечить их пересекаемость. С другой стороны, Интернет выступает как инструмент получения информации.

Таким образом, использование Интернета как средства массовой коммуникации в медиаобразовательных целях выполняет следующие функции: подача информации (как общеразвивающего и развлекательного, так и информацию учебного характера), обеспечение естественной коммуникации. Развиваются способности школьников воспринимать информацию с экрана, перекодировать визуальный образ в вербальную систему, оценивать качество и осуществлять избирательность информации, а также анализировать сообщения в широком смысле, ориентироваться на понимание скрытого смысла информации (интерпретация скрытого, оценка скрытого, принятие личностной позиции по отношению к скрытому). Вторая функция - овладение медиаобразовательными умениями использования технических средств, новых технологий поиска, переработки и представлению информации. В нашем исследовании характер обучения приемам работы в сети Интернет играет роль дополнительного образования, то есть социокультурной ветви медиаобразования, но тем не менее, полученная из сети информация может быть включена в контекст общего базового образования.

Проблемы целей медиаобразования связаны с проблемами компьютеризации образования. При постоянном общении с экраном школьник перестает адекватно ощущать реальную действительность, жизнь представляется ему такой, какую создают мультимедийные средства коммуникации. Неоспоримыми плюсами мультимедиа являются изображения, ссылки на различные веб-сайты, видеоизображения в режиме реального времени. Минусы - то, что без помощи преподавателя и специальных медиаобразовательных умений критически осмысливать информацию мультимедиа часто не дает самого главного: знания и понимания, формируется лишь образ, не имеющий никакой структуры (1, c.136). В условиях школьного медиаобразования избежать этого позволяет реализация целей медиаобразования. Они ориентированы на приобретение учащимися знаний по коммуникациям и средствам массовой информации, которым не придается профессиональная направленность. Медиаобразование выступает как компонента общекультурной подготовки человека в соответствии с социальным заказом современной цивилизации. (3, с.3). Современные зарубежные исследования в области медиаобразования (7, с.32; 8, с.71; 9, с.13; 10; 11; 12; 13, с.7; 14, с.6) показывают, что новые технологии представляют новую программу, которая требует новых знаний и нового определения того, что представляет собой обучение. Подчеркнута важность медиаобразования, или медиаграмотности: "В основе движения медиаграмотности - фундаментальная реализация того, что большинство американцев теперь получает большую часть информации от телевидения и средств массовой информации, а не из учебников" (7, с.41), или "Америка думает, что это - меритократия, но фактически это стало медиакратией, управляемой теми, кто знает, как управлять символами, информацией, и СМИ" (14, с.6).

Отмечается явный сдвиг в области медиаобразования от традиционных средств массовой информации к современной информации и технологиям связи, к инструментальным средствам и методам открытого и дистанционного обучения. Следовательно, традиционной "господствующей" (медиаобразование как нормативная область знания, задача состоит в том, чтобы дать рекомендации и инструкции по использованию сообщений средств массовой информации, адресованных широкой аудитории) концепции медиаобразования больше не достаточно. Должен быть осуществлен и иной подход, более направленный на современные технологии, дистанционное обучение и все доступные теперь инструментальные средства телематики. Медиаобразование, определяемое средствами новых информационных технологий направляет интерес исследователя к анализу инструментальных средств и стратегий, ставших возможными, благодаря появлению современных информационных и коммуникативных технологий, а также к педагогическим или образовательным приложениям этих инструментальных средств и программного обеспечения (11).

В связи с использованием новых Интернет-технологий возможен пересмотр и изменения целей, содержания обучения, возрастает роль интегрированных знаний. Потребуются новые условия организации занятий, которые не будут замыкаться в рамках классно-урочной системы. При обучении подростков работе с информационными технологиями в Интернете используются как традиционные методы - беседа, рассказ, объяснение, самостоятельное изучение, сопровождаемое наглядным показом на компьютере, дополняя использованием различных наглядных пособий - таблиц, плакатов, так и различные новые формы организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, работа в группе и с партнерами, автономное обучение и т.д, которые нельзя будет ограничивать пределами кабинетной системы, которая неизбежно претерпит определенные изменения (4, с.19; 2, с.150). Форма организации учебного процесса в нашем исследовании практически индивидуальная, занятия проводятся в малых группах, каждый учащийся сидит за персональным компьютером. Общение детей в малых группах часто носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей, природного потенциала. Методы обучения, зависящие от целей и содержания образования, в данном случае направлены на то, чтобы научить подростков целенаправленному поиску информации и технологии использования инструментальных средств. При обучении подростков работе с информационными технологиями в Интернете используются словесно-наглядные методы - беседа, рассказ, объяснение, самостоятельное изучение, сопровождаемое наглядным показом, как на компьютере, так и с использованием различных наглядных пособий - таблиц, плакатов. Проводится работа по изучению ресурсов сети и программ для их использования; со средствами поиска информации в Интернет - поисковыми системами и каталогами. Ведется активная работа с образовательными веб-квестами. Особую роль играют методические приемы, которые разрабатываются в нашем исследовании (5; 6), а также позиция ведущего по организации деятельности всех этапов обучения - введение школьников в интерактивную среду, постановка проблемных ситуаций, формирование мотивов деятельности и развитие познавательных интересов, творческого мышления и воображения учащихся, роли интегрированных знаний и медиаобразовательных умений, социальной и общественной направленности, осознание учащимися необходимости получения знаний, учет особенностей группы.

Следуя установке Проекта стандарта медиаобразования, в том, что "учащиеся, завершившие начальное общее и общее среднее образования должны уметь целенаправленно искать информацию, грамотно ее интерпретировать, а также иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием" (3, с.29), можно заключить, что Интернет, выступающий как инструмент (средство) получения информации и ее преобразования обеспечивает не только источниковую сторону, но и процессуальную, что входит в одну из задач медиаобразования. Исходя из этого, можно представить набор медиаобразовательных требования, умений, показывающий готовность школьника к дальнейшей работе с информацией в Интернете и жизни в высокотехнологическом обществе:

  • умение пользоваться программными средствами (IE, OE и т.д.);
  • умение пользоваться поисковыми системами и каталогами;
  • знание терминологии СМИ;
  • умение сохранять информацию, использовать в повседневной жизни;
  • умение целенаправленно находить нужную информацию;
  • умение критически осмысливать информацию;
  • умение перерабатывать и представлять информацию;
  • повышение уровня социальной активности.

    Медиаобразование является одним из способов индивидуальной информационной защиты. Если человек обучен целенаправленному поиску информации, то он работает в сети осознанно а не спонтанно. В таком случае полнее раскрывается потенциал Интернета. Привитие инструментальных и медиаобразовательных навыков деятельности поднимает человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.

Литература

  1. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. /Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 397 с.
  2. Дмитриева Е.И. Из опыта использования ресурсов Интернет в обучении немецкому языку учащиеся в средних школах. // Материалы международной конференции "От открытой школы к открытому обществу" (развитие сетевых образовательных инициатив). - М., 1999. - С. 150
  3. Зазнобина Л.С. Проект стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. М., 1999
  4. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения. Технология создания и использования. - М.: УРАО, 1998. - 203 с.
  5. Якушина Е.В. Интернет для школьника и начинающего пользователя. /под редакцией к.п.н. А.А. Журина. (серия "От игры к делу"). - М.: Аквариум, 1997. - 256 стр.
  6. Якушина Е.В. Обучение подростков целенаправленному поиску информации и работе в сети Интернет // сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых "Педагогические технологии в средней общеобразовательной школе: проблемы и перспективы", ИОСО РАО, 1999
  7. Considine D. M. Are We There Yet? An Update on the Media Literacy Movement. // Educational Technology. - 1995. - July-August. - Р. 32-43.
  8. Machado A. G. Infцrande av mediekunskap i skolan: ett pedagogiskt problem? En fallstudie i Uruguay. - Stockholm.: Stockholm's university. Pedagogiska institutionen, 1996.
  9. Masterman L.. The development of media education in Europe in the 1980s. - Metro (Australia), 1989. - Р. 79, 13.
  10. Tella S. Media and Man - On Whose Terms? Aspects of Media Education. //In Tella, S. (ed.) Media nykypдivдn koulutuksessa. (Media in Today's Education.) // Proceedings of a Subject-Didactic Symposium in Helsinki on Feb. 14, 1997. - Helsinki: Department of Teacher Education, 1997. - Research Report 178, - Р. 11-21.
  11. Tella S. An 'Uneasy Alliance' of Media Education and Multiculturalism, with a View to Foreign Language Learning Methodology. - Helsinki: University of Helsinki. Department of Teacher Education. OLE Publications 4. (Summary), 1997.
  12. Tyner K. The Media Education Elephant. An electronic file, 1996.
  13. Vitalis A. Mеdias et nouvelles technologies: Pour une socio-politique des usages. - Rennes: Apogеe, 1994
  14. Walcott J. Land of hype and glory: Spin doctors on parade. // U.S. News and World Report. - 1992. - Feb., 10.