Медиаобразование, интегрированное со школьным курсом физики.

Наталья Соколова

Сегодня ни для кого не секрет, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на подрастающего человека

К сожалению, современная школа не уделяет достаточного внимания этой проблеме. Она оказывается в стороне от взаимоотношений ребенка с внешним информационным потоком. В результате дети порой становятся его жертвами. Именно поэтому к задачам современной школы необходимо добавить еще одну -- научить детей адекватно воспринимать информацию из различных источников, прежде всего, с экрана, с которым он, к сожалению, встречается сейчас чаще, чем с книгой. Ребенок должен научиться оценивать качество и достоверность информации, проявлять избирательность при ее потреблении, вписывать ее в те знания, которые дает школа, критически относиться к любой информации. Важно понимать для чего готовится информация, кому она адресована. Каждый школьник в общих чертах должен также представлять какие технические средства используются в сфере коммуникации.

Эти задачи призвано решать медиаобразование, интегрированное в учебные предметы.

При интеграции медиаобразования в школьный курс физики содержание физики как учебного предмета не должно меняться существенно, однако, некоторые преобразования необходимы. Назовем основные из них.

  1. Новый подход к изучению традиционных вопросов. Главная роль в обмене информацией принадлежит техническим устройствам и процессам, позволяющим ее готовить, преобразовывать из одного вида в другой, сохранять, размножать, передавать в любой форме на любые расстояния. Принцип действия многих из этих устройств и суть большинства процессов изучаются на уроках физики. Но развитие современных технологий побуждает по-другому отнестись к их роли в новых условиях и внести несколько предложений при их изучении:
    • При изучении переменного электрического тока подчеркнуть его роль как носителя информации. Эта функция сегодня очень важна, так как телефонные провода позволяют уже не только передавать звуковой сигнал с его помощью, но и объединять компьютеры в локальные и глобальные сети, осуществляя передачу и обмен огромными объемами информации.
    • Уделить достаточно внимания устройствам, преобразующим информацию из одной формы в другую: микрофону, динамику, телефону, радиотелефону, пейджеру, кинескопу телевизора, иконоскопу записывающей камеры, монитору компьютера и др.
    • На уроках, посвященных применению магнитных свойств веществ (или при изучении явления электромагнитной индукции), разобрать принцип магнитной записи и воспроизведения сигналов, рассмотреть достоинства и недостатки магнитных носителей информации.
    • В теме "Применение лазеров" обратить внимание учащихся на использование лазерных дисков, остановиться на их преимуществах перед остальными носителями информации, разобрать принцип оптической записи и воспроизведения.
    • При изучении физической оптики (или в разделе атомной физики, после рассмотрения принципа действия лазеров) уделить достаточно внимания волоконной оптике. Показать уникальные свойства световых волокон, позволяющие осуществлять высококачественную передачу гигантских объемов информации.
  2. Дополнительная информация из внешних источников. Бесконечный и лавинообразный поток информации, ставший характерной особенностью современной жизни, можно и нужно использовать в учебном процессе. Еще важнее - научить этому учащихся. Решение медиаобразовательных задач требует, чтобы дополнительная информация из различных коммуникативных каналов, содержащая физические знания, способствовала воспитанию у школьников информационной культурыю. Вместе с тем, те же самые сведения должны выступать в качестве дидактического материала по физике. Приведем примеры подобных заданий.
    • Ознакомьтесь с информацией. "20 марта 1999 года завершился первый в истории человечества кругосветный полет на воздушном шаре без посадки. Пилотами этого воздушного корабля "Breitling Orbiter-3" были швейцарец Бертран Пиккар и англичанин Брайн Джонс. Они пролетели 46 759 километров за 19 дней 21 час 55 минут… Воздушный шар - игрушка ветров: куда они дуют, туда он и летит. И если вспомнить экран телевизора, ежедневно показывающий, какие нас ждут погодные перемены, связанные каждый раз с новыми перемещениями циклонов и антициклонов, то трудно поверить, что эти потоки могут перенести доверившиеся им воздушные корабли вокруг света..".
      а). Какие силы действуют на воздушный шар? Изобразите их на чертеже: при горизонтальном движении шара, во время его подъема и во время спуска.
      б). Можно ли назвать движение шара равномерным, почему?
      в). Оцените среднюю скорость воздушного шара во время его кругосветного путешествия.
    • Ознакомьтесь с информацией. "Стекло - материал твердый, но не кристаллический, атомы в нем расположены без особого порядка, как в жидкости, и в принципе, в нерасплавленном стекле они вроде бы могут, подчинясь силе земного тяготения, очень медленно стекать вниз. Как иллюстрацию этого нередко даже в энциклопедиях и учебниках физики приводят такой факт: стекла в окнах средневековых соборов утолщаются книзу... Бразильский физик Эдгар Занотто усомнился в этом положении. Экстраполировав кривые вязкости расплавленного стекла на более низкие температуры, он рассчитал, что за 800 лет стекло могло заметно утолщиться книзу только в том случае, если бы у него все эти 800 лет поддерживалась температура 414 градусов Цельсия. А при обычной температуре процесс занял бы несколько миллиардов лет".
      а). К какой версии склоняетесь вы - из учебника физики или этой статьи из журнала "Наука и жизнь" N9, 1998 г?
      б). Как по-вашему мнению Эдгар Занотто все же объяснил существующее утолщение стекол?
    • Ознакомьтесь с информацией одной телевизионной рекламы.
      "-Люди гуляют по радиоактивным газонам!
      -Радиоактивные отходы выбрасывают прямо под ноги горожанам!
      -В пункты приема вторсырья начати сдавать радиоактивный металлолом!
      -Рубль подвержен не только инфляции, но и радиации!
      -В радиоактивных стенах люди могут прожить, ни о чем не догадываясь десятки лет!
      -Ходить по ягоды на рынки следует с дозиметром! -Ежедгодно в деньгах, в стенах квартир,на рынках в продуктах питания находят сильнейшие источники загрязнения!
      -Как бороться с этой опасной угрозой?
      -Многие народы мира повседневно использую карманные дозиметры.
      -С помощью дозиметра можно быстро, просто и точно измерить уровень радиации.
      -Имея свой дозиметр вы защитите себя и своих близких от радиоактивной угрозы!
      -Предотвратить проблемы сегодня гораздо легче, чем бороться с ними потом!
      -Звоните прямо сейчас. Наши телефоны…Оградите себя и своих близких от опасности!"
      а). Кто предлагает эту рекламу, кому и с какой целью?
      б). Выскажите свои аргуметы "за" и "против" использования подобной рекламы. Выполняя такого рода задания, школьники учатся глубже понимать физические процессы, воспринимать информацию из различных источников, находить в ней необходимые сведения, находить физические ошибки, критически относиться к ней. Кроме того, эта же информация позволит существенно разнообразить изучаемый на уроках материал, максимально приблизить его к реальным условиям современной жизни. Такая информация должна стать вариативной составляющей содержания учебного предмета, так как ее содержание меняется вместе со всеми изменениями, происходящими в повседневной жизни.
  3. Новая тема - "Развитие современных средств связи". Традиционный вопрос школьного курса физики о развитии средств связи требует сегодня совершенно другого уровня знаний, чем предлагает учебник. Во-первых, в учебнике содержится крайне недостаточно сведений о новейших возможностях использования средств связи, более того, эти сведения очень быстро устаревают. Поэтому в рамках данной темы желательно рассмотреть основные современные средства связи:
    • Спутниковые системы связи, благодаря которым можно передавать информацию в любое время и в любую точку планеты; принцип осуществления такой связи, классификацию спутниковых систем, выявить их достоинства и недостатки.
    • Спутниковое телевидение как один из примеров спутниковых систем (например, знакомую всем систему НТВ-Плюс как первую современную цифровую систему непосредственного телевизионного спутникового вещания в России.)
    • Сотовую связь, принцип ее организации, историю развития, возможности и перспективы на будущее, распространенные у нас сети стандартов (например, NMT, DAMPS, GSM, CDMA).
    • Другие виды мобильных систем связи: транкинговые сети, пейджинговые сети, системы бесшнурового телефона, (например DECT).
    • Оптоволоконные сети, как неотъемлемые составные части современных систем связи.
    • Компьютерные коммуникации - от локальных сетей, то есть систем нескольких компьютеров, до глобальных сетей, объединяющих компьютеры в единую всемирную паутину - Интернет.
Все указанные дополнения к содержанию курса физики, как учебного предмета становятся сегодня необходимостью. Педагог, который учитывает их в своей работе, одновременно решает сразу несколько проблем. Во-первых, пополняет знания учащихся о новых достижениях науки и техники. Во-вторых, показывает, что он не так отстал от жизни, как думают большинство учащихся про большинство учителей. И, наконец, решает одну из важнейших медиаобразовательных задач, а именно, позволяет заглянуть "за кулисы" производства информации, понять "механику" ее создания и распространения.

Сегодняшние дети совершенно одинаково поглощают все информационные сообщения, читают без разбора газетные и журнальные статьи, запоминают наизусть тексты реклам. Изучая техническую сторону сферы коммуникации, анализируя, комментируя информацию, получаемую из разных источников, рассуждая о том, с какой целью и для кого она готовится, они не только пополнят свои знания, но и научатся более критически относиться к сведениям, поступающим по коммуникационным каналам, адекватно их воспринимать, использовать для своих нужд.