Медиаобразование и школьный курс физики

Наталья Соколова

В последние годы количество внешкольной информации, получаемой ребенком из различных средств массовой коммуникации, стало существенно преобладать над объемом знаний, предлагаемых школой. Более того, эта информация все чаще идет вразрез со школьным образованием. Дело в том, что эти два источника знаний ученика основаны на противоположных принципах. В то время как процесс школьного образования нацелен на основательные знания, но требует от учащегося значительной затраты сил и активности, средства массовой информации с их зрелищностью, доступностью и пассивностью восприятия создают зачастую лишь видимость познания.

При этом следует учитывать интенсивность воздействия на личность средств массовой коммуникации (СМК), которые "не только информируют современного человека о состоянии мира, воспитывают, обучают, развлекают, но - они достаточно сильно изменяют и весь строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры. СМК- мощный канал агитационного и пропагандистского воздействия, имеющий колоссальное значение в современных условиях для идейного воспитания широчайших масс населения" (1).

Особенно сильно это влияние на формирующуюся личность, на ребенка, который оказывается под "ударом" множества информационных потоков. Именно поэтому к задачам современной школы сегодня добавилась еще одна: научить детей адекватно воспринимать информацию из различных источников, прежде всего, с экрана, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, вписывать ее в те знания, которые дает школа, критически относиться к любой информации, понимать ее скрытый смысл и т.д. Направление в педагогике, призванное решать эти задачи получило название медиаобразование, основные цели которого, сформулированные в проекте "Стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования" (2), заключаются в следующем:
"-обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ;
-развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
-включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
-формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария". С

реди самых разнообразных современных подходов к медиаобразованию перспективным и наиболее доступным становится интеграция его с другими школьными дисциплинами.

"Медиаобразование, интегрированное в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины, призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин... При интеграции медиаобразования в школьные учебные дисциплины цели медиаобразования следует конкретизировать до уровня учебных задач преподаваемого учебного предмета. Иными словами, следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и "внешних" информационных потоков. Обеспечивать их пересекаемость. Затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые позволяет именно этот учебный материал" (2).

К таким задачам можно отнести: формирование умений понимать задания в различных формулировках и контекстах, находить нужную информацию в тех или иных источниках, систематизировать материал, преобразовывать визуальную информацию в вербальную и наоборот, обучение умению критически мыслить, воспринимать альтернативные точки зрения, высказывать обоснованные аргументы "за" и "против" и т.д.

Разработка средств для решения этой проблемы и их апробирование в школе проводится сотрудниками лаборатории медиаобразования ИОСО РАО под руководством д.п.н. Зазнобиной Л.С.

Покажем примеры подобных задач и соответствующих им дидактических заданий на примере материала по физике 10 класса.

  1. Для развития умений готовить информацию с определенной целью предлагается задание придумать рекламу какого-либо технического устройства, которое изучается на уроке. Причем текст рекламы, подчеркивая не очень существенные положительные качества устройства, должен умалчивать о его недостатках. Класс можно разделить на группы и дать им задания следующего содержания:
    -выберите в каждой группе определенный тип теплового двигателя, составьте текст его рекламы и назовите преимущества данного двигателя перед остальными ;
    -найдите в дополнительной литературе проекты "вечных тепловых двигателей", докажите состоятельность своих "вечных двигателей". В этом случае задача остальных - обнаружить ошибки в предлагаемых проектах.
  2. Для развития умения переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот можно предложить следующее:
    -опишите словами как можно подробнее установку для наблюдения фотоэлектронной эмиссии по рисунку в учебнике, начертите ее принципиальную схему;
    -до проведения опыта по наблюдению теплового расширения металлического шарика, проходящего через кольцо, объясните, что будет происходить, предположите результат; подумайте, что произойдет, если после расширения шарика нагреть кольцо;
    -как по вашему мнению может выглядеть газовый термометр, предложите его чертеж.
  3. Умение критически мыслить можно развивать, предлагая учащимся найти ошибки в той или иной информации. Это могут быть и опечатки в учебнике, в дополнительной литературе, газетах, журналах. Физические ошибки встречаются в художественной, научно-фантастической и учебной литературе, отрывки из которой полезно использовать на уроках:
    -прослушайте отрывок: "Тяжелая, обитая конской шкурой дверь юрты приподнялась в наклонной стене; со двора хлынула волна пара..." (В.Короленко "Соколивец"), найдите физическую ошибку, обоснуйте ее. В учебном диафильме "Полупроводники" есть несколько кадров, где перепутан текст, соответствующий рисункам на этих кадрах. Полезно в этом случае предложить учащимся такое задание:
    -прочтите текст правильно, изменяя слова там, где это необходимо. Очень важно научить учащихся критически относится и к самостоятельно полученным результатам. Например, при выполнении лабораторной работы можно сформулировать задание в виде:
    -проанализируйте полученный результат, сравните его, если это возможно, с табличным или теоретическим; назовите основные причины несоответствия вашего результата теоретическому, предложите способы его улучшения;
    -все измерительные приборы, которыми вы пользуетесь - источники определенной информации, обоснуйте достоверность этой информации. Чем эта достоверность ограничивается? Многие явления, изучаемые в курсе физики основной школы, учащиеся могут наблюдать самостоятельно. Поэтому им чаще можно предлагать задания такого вида:
    -проверьте на опыте (или предложите, как это проверить) правильность утверждений: "при нагревании газа в замкнутом объеме его давление увеличивается", "чем выше атмосферное давление, тем выше температура кипения воды".
  4. Для развития умения понимать задания в различных формулировках и контекстах в физике есть практически необъятное поле деятельности. Кроме задач, сформулированных традиционным способом (по некоторым условиям найти неизвестную величину; определить ее, используя график или схему; построить график, схему и т.д.), полезно использовать не совсем обычные приемы. Например, предложить задачи с завуалированными, недостающими или избыточными данными; дать задание составить текст задачи по графику движения или процесса; предложить решить экспериментальную задачу. Можно предложить, например, следующее задание:
    -по данному графику изобарного процесса, происходящего с идеальным газом, определите, в каких координатных осях он построен; Большой интерес вызывают задачи с увлекательными сюжетами, парадоксами, софизмами. Много таких задач содержится в сборнике "Веселый бал и вдумчивый урок" (3). Задачи в этой книге интересны тем, что из поэтического отрывка ученику необходимо самостоятельно сформулировать физические условия задачи. Кроме того, такие задачи часто не имеют однозначного решения, что стимулирует у детей творческие потенции. Авторы подчеркивают, что при решении предложенных задач учащемуся необходимо использовать как многочисленные табличные данные, так и собственный интеллектуальный потенциал, связанный с общим знанием элементов точных наук, техники, истории, искусства, литературы, достижений в спорте и т.д.
  5. При изучении на уроках физики явлений, законов, открытых какими-либо учеными, построенных ими теорий полезно знакомить школьников с отрывками из оригинальных работ. Важно подчеркнуть, что в этом случае дети обучаются умению воспринимать информацию из разных источников. В связи с тем, что при этом ученики встречаются с большим количеством непонятных слов и выражений, можно им предложить "перевести" данный текст на современный язык, используя физические термины. Замечательным пособием здесь может послужить книга "Классики физической науки"(4). Например, задание может быть таким:
    -сформулируйте основную идею следующего отрывка из работы М.В.Ломоносова: "Очень хорошо известно, что теплота возбуждается движением: от взаимного трения руки согреваются, дерево загорается пламенем, при ударе кремня об огниво появляются искры, железо накаливается от проковывания частыми и сильными ударами, а если их прекратить, то теплота уменьшается..."
    -назовите современным термином то, что Франклин называет "электрическим огнем": "Как только грозовая туча окажется над змеем, заостренная проволока станет извлекать из нее электрический огонь, и змей вместе с бечевой наэлектризуется...А когда дождь смочит змей вместе с бечевой, сделав их тем самым способными свободно проводить электрический огонь, Вы увидите, как он обильно стекает с ключа при приближении вашего пальца".
  6. Для развития умения работать с различными источниками информации нужно чаще предлагать учащимся задания следующего содержания:
    -составьте подборку текстов художественной литературы, в которых упоминается то или иное физическое явление - образование облаков, дождь, туман, роса, иней, таяние снега, молния, северное сияние;
    -за продолжительный промежуток времени соберите в прессе заметки на определенную тему (о городском транспорте, о влиянии тепловых двигателей на экологическую обстановку в Москве, о ТЭС и ТЭЦ, об отраслях промышленности, о металлургических заводах);
    -напишите рецензию на просмотренный учебный фильм, предложенную научную статью, параграф учебника;
    -составьте паспорт данного физического прибора;
    -сократите данный вам объемный текст до нескольких строк;
    -придумайте дополнительные иллюстрации к параграфу учебника. Много информации на физические темы появляется в прессе. Эти сообщения очень полезно использовать на уроках в виде таких заданий:
    -прослушайте информацию: "Среди самых необычных моделей пришлось выбирать на днях будущий городской автобус столичным транспортникам при участии Московского комитета по науке и технологиям...принять участие в конкурсе пожелало даже частное лицо, представив на суд профессионалов модель автобуса на воздушной подушке..." Назовите достоинства и недостатки такого автобуса. Как по вашему мнению оценил это предложение комитет?
    -Прослушайте информацию: "...в городе остро не хватает современной техники, позволяющей дозированно вносить противогололедные реагенты. Именно поэтому в столице зимой так грязно на дорогах - технической соли (именно она является основным оружием в борьбе с гололедицей) вносится гораздо больше нормы". Обоснуйте необходимость использования технической соли. Какое физическое свойство лежит в основе ее применения? На уроках физики чаще других приходится пользоваться таблицами и разными справочными данными, поэтому очень важно научить школьников находить нужную им информацию, предлагая такие задания:
    -пользуясь справочником А.С.Еноховича (5) найдите и выпишите в тетрадь электрические параметры человека: удельное сопротивление тканей тела, диэлектрическую проницаемость, сопротивление тела человека от конца одной руки до конца другой, силу тока через тело человека, считающуюся безопасной, безопасное электрическое напряжение.
  7. Особо важная роль в медиаобразовании должна отводиться развитию практических умений и навыков по изготовлению, видоизменению, преобразованию информации с помощью технического инструментария. Физика как учебный предмет имеет уникальные возможности для этого. "Знакомство с самыми разнообразными возможностями трансформации реальности при помощи инструментария позволит учащимся понять "механику" обработки информации, а это и есть основное содержание медиаобразования" (2). Например, после изучении магнитных свойств вещества в 10-ом классе можно предложить в качестве практического задания следующее:
    -используя микрофон и магнитофон запишите произвольную информацию на магнитную ленту;
    -воспроизведите ее;
    -при помощи регулирующих устройств исказите эту запись, сотрите ее часть, сделайте наложение записи, монтаж и т.д.
  8. Для лучшего понимания того, как функционируют средства массовой информации, необходимо в содержание преподавания физики в основной школе включить познание инструментария сферы коммуникации, тем более, что все фундаментальные физические принципы, лежащие в основе процессов создания и использования материальных носителей информации, содержатся в проекте стандарта школьного образования и должны быть усвоены каждым выпускником школы. Необходимо, например, обратить внимание учащихся 10-го класса на следующие важные выводы: как электрический ток может быть использован для передачи информации; как магнитный порошок может быть ее носителем; как в общих чертах устроена электронно-лучевая трубка телевизора, каково ее назначение; как, применяя электролиз, получают рельефные копии текста, используемые для печатания. Необходимо акцентировать внимание школьников на том, что для передачи информации необходима энергия, которой обладают, например, электрическое и магнитное поля, способные создавать вместе электромагнитное поле, что все электротехнические элементы, изучаемые на уроках физики, лежат в основе микроэлектроники, которая является фундаментом развития электронной вычислительной техники, автоматики и систем связи.

Все описанные приемы способствуют умственному и общекультурному развитию школьников. Включение медиаобразования в курс физики поможет учащимся применять полученные знания в новых ситуациях, находить правильные решения, воспитает способность к рефлексии, защитит детей от засоряющей информации, сформирует чувство меры, критическое мышление, откроет новые способы деятельности, поможет ориентироваться в современном информационном пространстве.

  1. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.- М.:Наука, 1986.
  2. Медиаобразование. Сб. под ред. Зазнобиной Л.С. - М. 1996.
  3. Смирнов А.П., Захаров О.В. Веселый бал и вдумчивый урок.- М.: Издательство фирмы "Кругозор", 1994.
  4. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки (с древнейших вр. до нач. ХХ в.): Справ. пособие. - М.: Высш. шк., 1989.
  5. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение, 1989.