Медиаобразование как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Н. Соколова,
Н.С. лаборатории технических средств обучения
и медиаобразования ИОСО РАО.


Медиаобразование, интегрированное в учебные предметы, в том числе и в физику, обогащает учебный процесс новыми формами и приемами работы, позволяющими активизировать познавательную деятельность учащихся. При интеграции медиобразования в курс физики решаются следующие задачи: включение внешкольной информации, содержащей физические знания в содержание учебного предмета, в систему формируемых знаний и умений, обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ, формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария, развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ (1). Решение этих задач предполагает вовлечение учащихся в активную деятельность по работе с информацией как учебной, так и информацией из внешкольных источников, в том числе СМИ.
Разнообразие форм работы учащихся повышает интерес к занятиям, стимулирует их самостоятельность и активность.
Кроме того, те формы работы, которые появляются в результате интеграции медиаобразования в школьный курс физики, предполагают обновление содержания учебного предмета, так как в него включаются сообщения современных средств массовой коммуникации, содержащие физические знания. Это само по себе побуждает школьников к учебной деятельности, так как при этом устанавливается связь учебного предмета с окружающей действительностью и физика не воспринимается в отрыве от жизни. Нам представляется важным и тот момент, что учащиеся в процессе обучения сами обнаруживают такую связь.
Среди основных форм работы учащихся при решении задач медиаобразования, интегрированного в школьный курс физики можно выделить следующие:
§ Самостоятельный поиск информации по теме, представление ее в табличном или ином виде;
§ Выполнение заданий к информации, предложенной учителем;
§ Трансформирование информации, изменение ее объема, формы, носителя, в зависимости от аудитории, для которой она предназначена.
Остановимся на этих трех пунктах подробнее.
1. Самостоятельный поиск информации по теме, представление ее в табличном или ином виде.
Поиск информации по требованию представляет собой такую форму работы, которая развивает у учащихся самостоятельность в действиях и суждениях, учит их ориентироваться в информационных потоках, обобщать найденную информацию, приводить в систему, представлять ее в форме схемы, таблицы или устного сообщения на уроке. Если в традиционной школе учащиеся получали задание подготовить к уроку сообщение, доклад, то они, как правило, учились обращаться к единственному источнику - дополнительной литературе по предмету. Основная задача при этом заключалась в том, чтобы найти требуемую книгу или статью. Сейчас подобные задания становятся более разнообразными, и возникающая проблема выглядит по-другому: как выбрать из обилия информации нужные сведения, как отделить главные мысли от "белого шума", как определить, достоверна полученная информация или нет.
Приведем варианты учебных заданий на примере раздела "Оптика и квантовая физика", которые позволяют решать указанную проблему.
1). Из доступных источников (газеты, журналы, книги, телевидение, Интернет) в течение учебной четверти подберите информацию об областях применения лазеров в настоящее время. Оформите ее в тетради в виде схемы "Применение лазеров"
2). Для учащихся, имеющих доступ к Интернету: Подготовьте краткое сообщение для урока о том, какие сегодня существуют институты, проводящие ядерные исследования. Выпишите их название, местонахождение, основные направления исследований.
Особый интерес вызывает у учащихся поиск информации по теме в Интернете. Сегодня практически в каждом классе есть хотя бы несколько учеников, имеющих доступ в Интернет. Такие учащиеся с большим удовольствием выполняют подобные задания и рассказывают об этом на уроке, вовлекая остальных в беседу. При этом обсуждаются вопросы не только по содержанию физической информации, но по тому, как ее искать, каковы достоинства и недостатки Сети как источника информации по предмету.
2. Выполнение заданий к информации, предложенной учителем.
Для актуализации знаний по теме учитель из сообщений СМИ подбирает такие вопросы, которые имеют практическую направленность и вызывают у учащихся повышенный интерес. Важно подчеркнуть, что при знакомстве с предложенной учителем информацией школьники не должны быть пассивными слушателями или созерцателями. Для этого их необходимо включить в активную учебную деятельность по обработке полученной информации, предлагая выполнить определенные задания. Приведем примеры.
1). Ознакомьтесь с информацией.
"Египетские и американские специалисты измерили содержание радиоактивного газа радона во внутренних помещениях египетских пирамид. В трех из семи изученных пирамид найдено повышенное содержание радона - от 816 до 5809 беккерелей на кубический метр воздуха.
Радон возникает при распаде урана, содержащегося во многих горных породах, особенно в граните. Этот газ нередко встречается и в подвалах жилых домов, и даже в комнатах, если дом стоит на скальном грунте. Безопасными считаются уровни до 200 беккерелей на кубометр, а если радона больше, необходима усиленная вентиляция. Радиоактивный газ может вызвать рак легких.
Экскурсоводы работают с туристами внутри пирамид примерно по четыре часа в день, и доза облучения, получаемая ими почти вдвое ниже допустимой. Для туристов кратковременное пребывание в пирамиде безвредно".
а). Что вы знаете о египетских пирамидах? Как и из чего их строили? Каков их возраст? Пользуясь справочником, найдите период полураспада урана. Сравните полученные величины. Как по-вашему, изменится ли эта опасная ситуация в течение следующих нескольких лет? Почему?
б). Напишите уравнения радиоактивных превращений, в результате которых образуется радон. Радиоактивное семейство урана:
(a)® (b)® (b)® (a)® (a)® (a)® (a)®…® .
2). Ознакомьтесь с информацией.
"Небольшой приборчик - трансплантируемый под кожу стимулятор сердечной деятельности - спас жизнь многим, но раз в несколько лет операцию приходится повторять, чтобы сменить подсевшую батарейку.
В университете Осаки (Япония) ведутся эксперименты со стимулятором, подзаряжаемым светом. Под кожу внедряют солнечную батарейку - тонкую пластинку размерами два на два сантиметра. Освещая ее лучом лазера в течение двух часов, можно подзарядить стимулятор на 22 часа работы. Лазер взят инфракрасный, с длиной волны 860 нанометров: этот невидимый свет хорошо проникает через кожу.
В Японии около 200 тысяч человек носят сердечные стимуляторы. Болезни сердца молодеют, все большему числу японцев среднего возраста приходится подключать стимулятор, а это значит, что на протяжении жизни придется либо многократно делать операции со сменой батарейки, либо найти способ ее подзарядки".
а). В чем заключается принцип действия солнечной батарейки?
б). Как вы думаете, почему в качестве источника света выбран лазер?
в). Назовите достоинства и недостатки такого способа борьбы с болезнями сердца.
г). Как, по-вашему, почему "болезни сердца молодеют" в последнее время? Каковы основные правила гигиены сердечно-сосудистой системы человека?
Информация СМИ не является специально подготовленной для учебных целей, тем не менее, она имеет некоторые преимущества по сравнению с традиционными заданиями. Во-первых, придает им эмоциональную окраску, обладает избыточностью, что побуждает учащихся находить главную мысль, отбрасывая все лишнее, кроме того, непривычная для школьников формулировка задания заставляет их отходить от алгоритмов и шаблонов, требует переноса предметных знаний в новые условия. Наконец, информация из внешних источников естественно-межпредметна, и важно то, что учащиеся, обрабатывая ее, сами устанавливают прочные межпредметные связи.
3. Трансформирование информации, изменение ее объма, формы, знаковой системы в зависимости от аудитории, для которой она предназначена.
Задания по преобразованию информации, создание сообщения в новой форме требуют от учащихся очень глубокого понимания сути физических объектов, явлений, процессов, которые рассматриваются на уроке. Примерами подобных заданий могут быть следующие.
1). Как бы вы рассказали ученику младших (средних) классов, что такое ядерный реактор, как он работает. Запишите свой рассказ, сделайте к нему рисунок.
2). Придумайте антирекламу к аппарату квантовой терапии "Витязь"
3). В Хрестоматии по физике (2) познакомьтесь с материалом "Из статьи А.Г.Столетова "Актино-электрические исследования". Пользуясь полученными им экспериментальными данными составьте историческую задачу.
4). Оформите задачу Р-1115 (3) в виде отчета по лабораторной работе. Укажите название работы, цель, оборудование, схему эксперимента, кратко изложите ход работы, полученный результат.
Все без исключения новые формы работы, которые появляются при интеграции медиаобразования в школьный курс физики, нацелены на активную деятельность учащихся в процессе работы с информацией, будь она учебная или внешкольная.

1. Медиаобразование: сб. статей под ред. Л.С.Зазнобиной - Москва.: МИПКРО, 1996.
2. Хрестоматия по физике: Учеб. пособие для учащихся 8-10 кл. [Сост. А.С.Енохович] Под ред. Б.Н.Спасского - М.: Просвещение, 1987.
3. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 9-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. -3-е изд. - М.: Дрофа, 1999.