Школа и СМИ

.

Л.С.Зазнобина
доктор педагогических наук, профессор

Проблема взаимодействия СМИ и школы особенно актуальна для России.

Отсутствие четкого социального заказа государства образовательным учреждениям создало нежелательную ситуацию. Функцию руля и ветрил в процессах взаимодействия школы и средств массовой информации выполняют семья, сами подростки в своих " тусовках" и СМИ... Взаимодействие школы и СМИ, конечно, имеет место, но происходит это спонтанно, вне педагогической стратегии. Вот учитель одной из московских школ, в которой нет компьютерного класса и информатикой школьники занимаются в другом образовательном учреждении, использовала на уроке материалы добытые учащимися самостоятельно и по собственной инициативе из Интернет о применении в ряде стран уникальных приборов для астрономических исследований. Наряду с решением частных задач урока, в рассматриваемом примере был создан прецедент преодоления государственных границ образовательного пространства, не насаждаемый и не внедряемый "сверху". Другой учитель, имеющий в своем распоряжении видеопособия по биологии, изготовленные одной из фирм, предлагает учащимся найти в демонстрируемом на уроке том или ином видеофрагменте ошибки. Так в процессе изучения биологии учитель формирует критическое мышление школьников. Некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин эпизодически используют в своей работе передачи канала " Культура " и передачи, связанные с другими образовательными областями. Примеры можно было бы продолжить, однако в целом можно утверждать, что школа практически игнорирует проблему влияния на молодежь СМИ, мало учитывает и в учебной и в воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области. То, что практически все школьники имеют доступ к ТV, видео, многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером. Благодаря широкому распространению средств массовой информации, человек оказывается под воздействием множества информационных потоков. Эту мысль убедительно иллюстрирует часто цитируемый список телевизионных сообщений, взятых подряд и дающих американским зрителям любопытную картину мира ( Jerry Mander. Four Arguments for the Elimination of Television. Quill, N.Y., 1978):

«Материнское молоко не удовлетворяет санитарным требованиям. Мыши любят сыр. На Марсе есть жизнь. Техника вылечит рак. Звезды на нас не действуют. Ядерная энергия безопасна. Ядерная энергия небезопасна. На Марсе нет жизни... Техника вызывает рак... Немножко рентгеновских лучей не причиняют вреда... Материнское молоко полезно для здоровья. Техника справится с загрязнением природы... Иерархия – естественное явление. Человек – царь природы. Сахарин небезопасен. Вакцина от «свиного» гриппа вызывает паралич. У нас самый высокий уровень жизни. Гормоны в говядине вызывают рак. Детям полезно, когда к ним прикасаются. Чрезмерное солнечное облучение вызывает рак».

Вот примерно такой хаос информации обрушивается на телевизионного зрителя последние два десятилетия практически ежедневно.

Его воздействие на школьников ни родителями, ни учителями, как правило, не корректируется и практически не учитывается. О том, как трансформируются в сознании выпускников общеобразовательной школы привычные для нас информационные сообщения можно судить по цитатам из сочинений школьников на тему “ Письмо в прошлое ( Х1Х в. ) о самом главном в нашей жизни”: “Живите и радуйтесь, что вы живете именно в Х1Х в., потому что будущее не так прекрасно, как можно было бы его себе представить. Огромное количество войн..., люди стали злые и черствые..., дедовщина, аборты, брошенные новорожденные дети, плохое медицинское обслуживание, болезней становится все больше, клонирование, спид, наркомания.... Больно думать о будущем нашей страны, и вопросы эти никто перед собой не ставит, а если и ставят, то не решают! “. Казалось бы, экологические программы отечественного телевидения несут в себе большой просветительский и воспитательный потенциал , а они в большей мере, вызывают у подростков чувства страха и неуверенности в будущем ( “оставшиеся леса или вырубают или загрязняют и они умирают”, “на планете вымирают животные “, “ все на грани уничтожения”,” наука установила, что через 45 лет жизнь на Земле прекратится”), в меньшей мере, потребность искать и находить конструктивные решения.

Учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место в противовес информации нерегулярного характера и информации по интересам. Этот факт привлекает внимание как отечественных так и зарубежных специалистов. В ряде публикаций указывается на существование формального, неформального и внеформального типов образования, при этом школа в настоящее время активно реализует только первый и отчасти второй типы. Это происходит по нескольким причинам. Многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Возникает феномен, получивший название “параллельная школа”. Школьники - постоянные зрители таких программ ТV, в которых значительная часть информации в большей или меньшей мере взаимосвязана с теми основами наук, которые являются предметом изучения в школе. Однако образовательные учреждения мало реагируют на дидактический потенциал СМИ. Время, проводимое ребенком перед TV или видео, по продолжительности уже приблизилось или превосходит время, которое отводится на пребывание в школе. Внешкольную информацию подростки чаще всего используют при неформальном общении с окружающими.Затруднен также перенос формируемых в школе знаний на соответствующие предметные области вне школы. В качестве примера рассмотрим как влияет читательский и зрительский опыт обучаемых на их филологическое образование. Так, по нашим данным , выпускники московских школ испытывали затруднения при определении жанров газетных статей, жанры ТВ -передач определяли лучше, ( они обозначены в программе передач). Критическое восприятие сообщений в большинстве случаев ограничено фиксацией ошибок, которые школьники фиксируют автоматически: орфографические, перенос слов, неправильное ударение, двойное подлежащее " Люди, они...", "Диана, она...".

По данным социологического исследования "Российские подростки в информационном мире" (-М.: Творческое объединение Юнпресс,1998.- 44 с.) стало очевидным, что информирование подростков... представляет собой сложный спектр коммуникационных источников и механизмов. В этом спектре прямое и целенаправленное информирование в сегодняшних условиях перестает быть достаточно эффективным. Ситуация обостряется в связи с тем, что информационный рынок все более ориентируется на вкусы потребителя. Сегодня каждый за ту или иную плату может получить требуемую информацию, выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, теми или иными событиями, происходящими в мире. Осознанно или неосознанно в целях социальной или психологической реабилитации человек может “свить” себе своеобразный “информационный кокон” , отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве. В тех случаях, когда речь идет о ребенке " информационной кокон " может играть отрицательную роль неосязаемой преграды, влекущей за собой информационную ограниченность познания и собственно существования индивида.

Пpинципиально важным паpаметpом инфоpмационного взаимодействия в совpеменном обществе следует считать то обстоятельство , что пpопасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потpебление инфоpмации учителем и школьниками пpоисходит, согласно вкусам каждого, и не совпадают. Это необычайно серьезная пpоблема, обусловленная не только возpастными отличиями, но и, по сути, пpинадлежностью к pазным пластам цивилизации.

Некоторые взрослые признают, что их угнетает техническая cложность современного общества, от которой они хотели бы спастись. Пронизывающие различные сферы деятельности человека компьютерные и информационные технологии разделяют людей на тех, кто ими овладел и тех, кто к ним не причастен. Таким образом имеет место не только социальное, но и информационное расслоение общества. Чтобы его преодолеть, нужны не только желание и устремления, но и чисто технические возможности доступа к вышеназванным технологиям.

Можно каждодневно фиксировать изменения в мироощущунии и речи детей под влиянием СМИ. Однако эту проблему нельзя рассматривать в статике. Все изменения информационных потоков находят свое отображение в сознании детей, на каком-то этапе, ввиду новизны той или иной информационной ситуации, влияние СМИ прослеживается достаточно однозначно. Затем , когда новизна утрачивается, оказывается, что отношение детей к информации меняется и приобретает более устойчивый характер.

В школе мало кто обращает внимание на возникающие у детей коммуникативные трудности, связанные как с изменением окружающего их предметного мира, так и с насыщением русского языка англоизмами, специфической лексикой бизнеса и политики. Несколько лет назад младшим школьникам - детям 8-10 лет было предложено ответить на вопрос: все ли слова понятны тебе на уроке и привести примеры непонятных слов. Вот эти непонятные слова: мгла, в злате -серебре, живало-бывало, кровля, ветхая, лачужка, обветшалая, падчерица, веретено, полынья, сравни, поле. Слова эти имеют отношение к другому, а не их предметному миру. Зато некоторые дети знают и активно используют такие слова как фирма, шестисотый мерседес, рейтинг, визажист и др. Старшие школьники не понимают, например, следующие слова и выражения: номенклатура, глобальный, кредитная карта, эстет, бартер, легальный рынок, мониторинг, льготное налогообложение, тенденция, стратегия и др. Сегодня новизна этой информационной ситуации понемногу утрачивается и можно констатировать, проблема старшего школьника, связанная с коммуникативными барьерами, " загоняется " внутрь. Подросток не испытывает со стороны школы ни интереса, ни помощи в преодолении своих затруднений в этой сфере интеллектуальной жизни. Судить об этом можно по тому, что большая часть опрашиваемых ответила, что не помнит те слова, значения которых не знает, старается их тут же забыть, не смотрит тех передач, в которых эти слова встречаются. Подросток уходит в свой информационный " кокон", он не проявляет природной любознательности, он " сдается ", не сопротивляется, признается в том, что какая -то часть информационного пространства ему недоступна ( а ведь речь идет не о специальных, а об общекультурных знаниях ! ).

Информация, передаваемая по каналам масс-медиа - продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями. “Наступление” СМИ на человека принимает все более профессиональный характер. Результатом pазвития СМИ становится насыщение pынка зpительских интеpесов, следствием- диффеpенциация, углубленное пpофилиpование каналов по тематике, аудитоpному, адpесному, национальному, теppитоpиальному, вpеменному и дpугим пpизнакам. Уже несколько десятилетий под влиянием СМИ человек видит миp таким, каким его “показывают по телевизоpу”. Сегодня СМИ в большой меpе учитывают интеpесы заказчика, удовлетвоpяют его запpосы. Разрабатываются методы и приемы привлечения и удержания аудитории, изучаются объекты и цели воздействия. Например, для формирования доверительного отношения к СМИ, что способствует переносу такого отношения на информацию, источником которой данное СМИ является, осуществляются соответствующие выступления, благотворительная деятельность, спортивные и общественно-культурные акции. Совсем свежий пример - превращение Интернета в шоппинг-центр.

Программные продукты и сетевые стандарты, облегчающие электронные покупки, множатся с каждым днем. Глобальные комьютерные сети постоянно развиваются, они меняются на политическом, технологическом и экономическом уровнях. Нынешняя метаморфоза связана с превращением гигантского информационного пространства в площадку для коммерции.

По данным АиФ ( 12 (909 ) март 1998 г.) ежегодно на рекламу расходуется около 250 млрд. долл. Сам факт существования рекламы в СМИ показывает преобладание интересов заказчика перед интересами потребителя.

В аналитических работах, посвященных СМИ высказываются предположения, что все остальное содержание телевизионных передач – кроме рекламы – представляет собой всего лишь «наполнитель», имеющий целью удержать зрителей у экрана, чтобы сбыть им действительно важную часть телевизионной программы – оплаченную корпорациями рекламу товаров. Особенности воздействия рекламы на подростков в нашей стране изучены недостаточно, что не позволяет делать обоснованные выводы.

В период активного использования в обучении учебного кино и телевидения стало очевидным, что процесс усвоения знаний с экрана специфичен и отличается от коммуникации человек- человек, которая гораздо продуктивнее коммуникации человек-экран. Сейчас у педагогов вызывает тревогу характер потребления информации из компьютерных сетей. Серфинг, скольжение, блуждание – термины, которыми описывают поиск и ознакомление с информацией в сети и которые дают представление о развивающейся у подростков модели коммуникативного взаимодействия. Вот его характерное описание:

"Сеть – тот же телевизор, только каналов больше. Сиди и кликай – нажимай на кнопку, как ученая обезьяна, возбуждай себе центр удовольствия. Тип чтения – скользнуть глазами и дальше, прыжками по гиперссылкам, без всякого порядка и смысла. Главное – не сосредотачиваться, не вчитываться, не вникать. Скольжение и глубина – вещи несовместные."(Мирза Бабаев. Больные люди, Интернет)

В каждой стране существуют свои национально-культурные образовательные традиции. Остановим наше внимание на таком отечественном историческом наследии как авторитарность в образовании. Часто ли современному школьнику предлагается критически отнестись к словам учителя, газетному тексту, учебнику, телепередаче или другому СМИ ? Предлагается ли ребенку попытаться уловить и “вскрыть” смысл того или иного информационного сообщения, понять “кому это выгодно”?

Следовательно, тот факт, что масс-медиа, как и любые другие средства коммуникации действуют , как ”фильтр”, отбирающий, компонующий, интерпретирующий информацию, требует весьма существенного внимания со стороны школы с учетом того, что влиять на СМИ школа практически не может.

В материалах не так давно прошедшей международной конференции "Проблемы журналистской этики в теории и практике СМИ посткоммунистической России" приводится высказывание Валерии Новодворской: "Не надо изображать из себя унтер-офицерскую вдову. Мы - санитары леса, охотники, полиция нравов, частные детективы, жрецы, судьи и даже палачи, ибо нам дано убивать репутации. Мы неприкосновенны. И никому не дано право закрывать перед нами дверь. И наш девиз "Непечатное - в печать". Сегодня вам запретят показывать голых министров, а завтра нельзя будет сказать, что король голый". Участники конференции согласились с этим суждением. Наверное, пафос и максимализм Валерии Новодворской привлечет многих, оставив вне их внимания большое количество этических и правовых проблем журналистской деятельности. Увидит ли и сможет ли разобраться в этих проблемах школьник ?

Пpоблема защиты человеческого сознания от манипулиpования им СМИ все более и более обостpяется. Аспект этой проблемы, обозначенный как школа и СМИ мы предлагаем решать с помощью медиаобразования, интегрированного

с гуманитарными и естественно-научными школьными дисциплинами. Медиаобразование интегрированное с базовым призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информатизированном пространстве. Необходимость выработки у современного человека навыков восприятия информации, умений конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности информации и применять ее в практической деятельности, и как следствие - повышение информационной компетентности и степеней свободы в обращении с информационными потоками усиливают связь конечного результата обучения с уровнем медиаобразования обучаемых. Основное содержание медиаобразования, интегрированного с базовым как предметной области знаний и деятельности человека составляют интеллектуальные и процессуальные умения информационного взаимодействия.

Изменение “дидактического ландшафта”, возрастание роли средств массовой информации в образовательных процессах обуславливают необходимость интеграции дальних (общих) целей каждого учебного курса с целями медиаобразования. Приоритетность целей как проблема в этом случае не возникает, так как учебный материал и средства обучения полифункциональны по своей природе и служат основой для достижения дальних и ближних целей той или иной учебной дисциплины и медиаобразования, интегрированного с базовым.

Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале той или иной дисциплины. Следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и “внешних” информационных потоков. Обеспечивать их пересекаемость. Затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые позволяет именно этот учебный материал.

Важные для медиаобразовательных целей результаты: включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации СМИ, умения интеpпpетировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования, пpинимать личностную позицию по отношению к скpытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена и др.; аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от “белого шума” и др.

Не менее важны и другие цели медиаобразования, связанные с развитием коммуникативных умений школьников, их общекультуpного уpовня.