Работа с учебными текстами на уроках химии (в аспекте медиаобразования)

А.А. Журин,
ИОСО РАО, г. Москва

Интенсивное развитие средств массовой информации и коммуникации поставило российскую школу на рубеже тысячелетий в трудное положение. Совсем недавно школа была для детей если не единстенным, то основным источником естественнонаучных знаний. Сегодня же, как отмечает Л. С. Зазнобина, "информационные каналы активно внедряются в просветительские области, обогащая пользователя не только общедоступными популярными знаниями, но и специальными, относящимися к профессиональным ". Необходимость обучения школьников работе со средствами массовой информации обусловлена не только их доминирующим положением среди источников знаний. Приращение объема научного знания происходит столь быстро, что даже специальные журналы не успевают донести до потребителя новейшую информацию, и специалисты все чаще обращаются к глобальным компьютерным сетям.

В практику обучения химии в школе уже давно и прочно вошла работа с текстами учебника. Учителя предлагают своим ученикам разнообразные задания, при выполнении которых школьники должны обратиться к учебному тексту : составить план или конспект параграфа, написать реферат на ту или иную тему и т.д.

В основе понимания любого текста, все равно: учебника или газеты, лежит понимание значения отдельных слов, образующих фразу: достаточно одного неправильно понятого слова, и смысл информации будет искажен. При изучении химии школьники сталкиваются со многими словами, которые в науке имеют несколько иное значение, чем в повседневной жизни. Неправомерный перенос бытового значения на научный термин приводит к искаженному пониманию информации, поступающей к ученику от учителя или из учебника. Искажение информации может произойти и в том случае, если химическому термину придается значение, принятое в другой науке (ср. радикал в химии, в математике, в общественных науках). Поэтому важно при введении новых терминов знакомить учащихся с этимологией слова, акцентировать внимание школьников на то, в каком из множества смыслов многозначное слово употреблено в конкретной речевой ситуации.

Конкретное значение многозначного слова определяется контекстом, в котором оно употреблено. Рассмотрим предложение: "Закон сохранения массы веществ впервые был сформулирован в 1748 году М. В. Ломоносовым". Уже первое слово имеет несколько значений. В "Словаре русского языка" находим:

  1. ЗАКОН Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой.
  2. Строгое, непререкаемое предписание, веление.
  3. Общепринятое правило, обычай.
  4. Основные положения в каком-либо деле, обусловленные его сущностью.
  5. Объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной и следствием.
  6. Религиозное учение, религия [Т. 1, с. 529 - 530].
Следующие далее слова дают возможность однозначно определить значение слова "закон": объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной и следствием. Использование словарей, в том числе и специальных, на уроках химии, поможет избежать многих ошибок, которые допускают учащиеся ("До 1869 года периодического закона не существовало" (???)).

Приведем еще несколько примеров предложений, содержащих многозначные слова, значения которых могут стать предметом обсуждения на уроке химии (эти слова подчеркнуты).

  1. Химической формулой называют условную запись, отражающую качественный и количественный состав вещества .
  2. Наиболее полного протекания реакции можно добиться путем максимального увеличения давления и снижения температуры .
  3. Чтобы составить полное представление о строении глюкозы, надо знать, как построен скелет молекулы .

Проверить правильность понимания школьниками значения слов можно с помощью такого методического приема. Ученику предлагается предложение, на основе которого он должен составить небольшой рассказ, который не содержал бы никакой другой информации, кроме той, что заложена в этом предложении. Исходные предложения можно взять как из учебника, так и из научно-популярной литературы для школьников. Например:

  1. Иностранные химики, однако, не поняли значения периодического закона и полностью игнорировали работу Менделеева (Б. Степанов. История великого закона).
  2. Свинец, как элемент тяжелый, дает много цветных соединений и при том ярких, но ни одно из соединений его не является столь важной краской, как свинцовые белила или основная углекислая соль свинца nPb(OH)2mPbCO3 (В. Я. Курбатов. Начала химии).
  3. Исследования показали, что способность к детонации зависит от строения цепи; углеводороды с сильно разветвленной цепью детонируют в минимальной степени и тем самым повышают качество бензина (представляющего смесь углеводородов) (Н. И. Путохин. Органическая химия).

Большое значение для понимания смысла текста имеет его заголовок. Как правило, заголовки параграфов учебника представляют собой назывное предложение, в котором выражена главная мысль текста. Заголовки в популярной литературе для школьников могут быть представлены в виде вопроса, который дает читателю направление поиска главной мысли текста. Если в качестве учебного текста используется газетная или журнальная публикация, то ориентироваться на заголовок как сжатое изложение главной мысли опасно: зачастую заголовки в периодической печати не соответствует содержанию текста.

Приведем примеры. Статья в газете "Метро" посвящена различным видам бытовых фильтров для воды, а называется "Чай из фенола с медью". В "Московском Комсомольце" с небольшим интервалом были опубликованы статьи со сходными названиями "Таблица Менделеева" и "Меню из таблицы Менделеева". В первой речь идет об экологической ситуации в Москве за минувшие сутки, во второй - о роли жевательной резинки в защите зубов от кариеса. Поэтому важно научить учащихся находить главную мысль непосредственно в тексте. Одним из вариантов решения этой задачи может быть следующий.

На начальном этапе школьнику предлагается небольшой текст из 5 - 6 предложений, содержащих только одну главную мысль. Из этого текста ученик должен выписать предложение, в котором выражено главное. Примером может быть отрывок из уже цитировавшейся книги Б. Степанова.

"Простое решение было найдено М. В. Ломоносовым. Вместо того чтобы прокаливать металлы на открытом воздухе, он прокаливал их в запаянных сосудах-ретортах. Металл превращался в окалину, значит, масса должна бы увеличиться. Но масса сосуда после опыта была такой же, какой была до помещения сосуда на жаровню. Значит, масса содержащегося в сосуде воздуха уменьшилась на столько, на сколько увеличилась масса металла. Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, всегда равна массе получившихся веществ".

Другой вариант обучения школьников поиску главного в информационном сообщении заключается в следующем. К небольшому тексту прилагается ряд суждений, каждое из которых вытекает из данного текста и правильно по сути. Но из этих суждений только одно выражает главную мысль текста. Обсуждение школьниками под руководством учителя каждого из суждений позволяет выделить главное. Рассмотрим конкретный пример.

Исходный текст. "Химические элементы существуют в окружающем нас мире, они образуют вещества, из которых построен этот мир, и мы сами как его часть. Периодической закон - закон природы; он отражает реально существующую связь между строением и свойствами атомов химических элементов, позволяет систематизировать сведения о химических элементах и их соединениях и наглядно представить их в виде таблицы, которая получила название "Периодическая система химических элементов". Первые варианты периодической таблицы были составлены Д. И. Менделеевым" .

Суждения, прилагаемые к тексту.

  1. Впервые периодическая таблица была составлена Д. И. Менделеевым.
  2. Окружающий нас мир образован веществами.
  3. Периодический закон отражает объективно существующую связь между строением и свойствами атомов химических элементов.

Легко увидеть, что только третье суждение соответствует главной мысли приведенного фрагмента текста учебника для 8 класса. Учитывая, что заголовок текста, как правило, отражает его главную мысль, можно предложить к одному тексту несколько вариантов заголовков, из которых ученик должен выбрать только один, действительно соответствующий главной мысли. Подбирая тексты для таких заданий важно иметь в виду, что текстовый фрагмент должен содержать только одну главную мысль, иначе школьник не сможет сделать правильный выбор.

Умение выделять главное во фрагменте текста лежит в основе формирования умения составлять план текста, который в подавляющем большинстве случаев содержит не одну, а несколько главных мыслей. Для школьников наиболее сложной операцией является выделение в тексте фрагментов, имеющих законченное смысловое значение. На начальном этапе обучения можно предложить специально подобранный текст, фрагментированный учителем, и план этого текста.

План текста

Текст[1]

Строение атома и иона водорода

Атом водорода имеет электронную конфигурацию 1s1.

Водород отличается от всех других элементов (кроме гелия) тем, что в его атоме валентный электрон находится в непосредственной близости к ядру. Ион H+ не имеет электронов и представляет собой ядерную частицу — протон. Все это определяет особые свойства водорода по сравнению со всеми другими элементами.

Положение водорода в периодической системе

Водород проявляется некоторую общность свойств как с s-элементами I группы, так и с p-элементами VII группы. Обычно водород помещают в I или VII группу периодической системы. Вместе с тем водород — элемент особый, и размещение его в той или иной группе таблицы в значительной мере условно.

Распространение химического элемента водорода в природе

Водород как простейший по строению атома самый распространенный элемент космоса. Он составляет около половины массы Солнца и большинства звезд. Содержание водорода на Земле составляет по массовой доле 0,15%. Водород входит в состав воды, каменного и бурого угля, нефти, а также в состав растительных и животных организмов.

Открытие водорода – простого вещества

Впервые водород был получен в 1790 г. английским ученым Г. Кавендишем и назван им «горючим воздухом». А. Лавуазье окончательно установил сложность состава воды, а в 1787 г. причислил водород к химическим элементам и дал ему современное название Hydrogenium, означающее «рождающий воду».

Строение молекулы водорода

В свободном состоянии водород существует в виде двухатомной молекулы. Как вам известно, эта молекула образуется за счет перекрывания s-электронных облаков атомов.

При образовании молекулы H2 из атомов выделяется очень большое количество энергии (436 кДж/моль). Точно такое же количество энергии нужно затратить, чтобы молекулы H2 распались на атомы. Следовательно, химическая связь в молекуле H2 очень прочная. Распад молекул H2 на атомы происходит в заметной степени при температуре выше 2000оС.

Атомно-водородная горелка

На взаимодействии атомов водорода с образованием молекул основана работа атомно-водородных горелок, применяемых для резки и сварки тугоплавких металлов и сплавов. Атомно-водородная горелка работает по следующему принципу. Струя молекулярного водорода пропускается через электрическую дугу. При этом молекулы H2 распадаются на атомы. Затем атомы вновь соединяются на поверхности свариваемых металлов. Выделяющаяся при этом энергия поглощается металлами, и они разогреваются до очень высокой температуры (выше 3500оС). Тем самым осуществляется сварка металлов.

Физические свойства водорода

Молекула водорода имеет очень небольшую массу (относительная молекулярная масса Mr(H2) = 2) и обладает большой подвижностью. Этим объясняется его очень низкая температура плавления (- 295,1оС) и кипения (- 252,6оС). При обычных условиях водород — газ. Он в 14,5 раза легче воздуха. Водород не имеет запаха и вкуса.

Пользуясь таким образцом, школьники смогут выделить главные мысли в каждой части другого заранее фрагментированного текста и, последовательно записав их, составить его план.

На следующем этапе школьникам предлагается самостоятельно определить границы каждой смысловой части, выделить главное и составить план. План - это наиболее сжатая форма передачи информации, в которой зафиксирована только последовательность ее изложения. Более полно информацию передают тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п.

Отличительной чертой тезисов является отсутствие, как правило, примеров, обоснований, доказательств тех положений, которые приводятся в тезисах. Другими словами, тезисы - это расширенный план. Исходя из этого положения можно построить обучение школьников тезированию учебного текста. Вот как, например, соотносятся план и тезисы текста о водороде из учебника Н. С. Ахметова.

План

Тезисы

1.        Строение атома и иона водорода

1.        H — 1s1. Ион водорода не имеет электронов, это элементарная частица — протон.

2.        Положение водорода в периодической системе.

2.        Размещение водорода в той или иной группе условно. Обычно в IA или в VIIА группе.

3.        Распространение химического эле­мента водорода в природе.

3.        Химический элемент водород составляет около половины массы Солнца и большинства звезд. На Земле w%(H) = 0,15% — в воде, углях, нефти, растительных и животных организмах.

4.        Открытие водорода – простого вещества.

4.        Химический элемент водород открыт А. Лавуазье (1787). Простое вещество водород впервые получен Г. Кавенди­шем (1799).

5.        Строение моле­кулы водорода.

5.        Молекула водорода двухатомна. Образу­ется за счет перекрывания s-орбиталей атомов. При образовании молекулы выделяется 435 кДж/моль теплоты, следовательно, молекула очень прочная: распад молекулы на атомы происходит при  t > 2000оС.

6.        Атомно-водород­ная горелка

6.        На использовании теплоты, выделяю­щейся при образовании молекулы водорода, работает атомноводородная горелка. В электрической дуге молекулы водорода распадаются на атомы, которые вновь соединяются в молекулы на поверхности обрабатываемого металла.

7.        Физические свойства водорода.

7.        tпл. = – 259,1оС, tкип. = – 252,6оС. Без цвета, запаха, вкуса. Dвозд.2) = 1/14,5

Ученикам достаточно сравнить план и тезисы, чтобы уяснить их различие. Следующий шаг в работе с учебным текстом - конспектирование. Ни для кого не является секретом, что большинство школьных конспектов представляют собой бездумно переписанный текст параграфа учебника, того или иного фрагмента научно-популярной книги. Это следствие принятого "по умолчанию" ошибочного представления, что школьник умеет составлять конспект, хотя никто его этому не учил.

После того, как школьник овладел в достаточной степени приемами составления плана и тезисов текста, можно переходить к обучению конспектированию. Соотношение между тезисами текста и его конспектом приблизительно такое же, как между планом текста и его тезисами.

План

Тезисы

Конспект

Физические свойства водорода

tпл. = – 259,1оС, tкип. = – 252,6оС. Без цвета, запаха, вкуса. Dвозд.2) = 1/14,5

Mr(H2) = 2 Þ молекулы «легкие», очень подвижные  Þ

tпл. = – 259,1оС, tкип. = – 252,6оС.. Dвозд.2) = 1/14,5 Без цвета, запаха, вкуса

Сравнив образцы плана, тезисов и конспекта одного и того же текста, старшеклассник самостоятельно приходит к выводу, что конспект - это план и тезисы, дополненные фактическим материалом, объяснением, комментарием, схемами, рисунками. Часто в конспект включаются цитаты из исходного текста, которые должны быть оформлены в соответствии с общепринятыми правилами. Для обучения конспектированию, особенно в старших классах, лучше использовать не тексты параграфов учебника химии, а исторические, научно-популярные, газетные и журнальные тексты, поскольку тексты учебника, за редким исключением, предлагают информацию в достаточно сжатой форме, в них мало "белого шума", который нужно суметь отделить от важной информации. Так, например, при изучении химии элементов и их соединений можно предложить учащимся тексты из "Популярной энциклопедии химических элементов", из учебника Д. И. Менделеева "Основы химии" и т.п.

На уроках химии школьники часто получают задание написать реферат по той или иной теме программы. Как показывают наблюдения, написание реферата сводится к переписыванию текстов из химической энциклопедии, учебников для высшей школы, научно-популярных журналов.

Исходя из определения, что реферат - это "доклад, устный или письменный, на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников" , можно предложить учащимся следующую последовательность написания рефератов.

  1. Составить план текста.
  2. На основе плана написать тезисы.
  3. Дополнить тезисы фактическим материалом, объяснением, комментарием, схемами, рисунками, то есть законспектировать текст.
  4. Аналогичным способом составить конспекты работ других авторов на эту же тему.
  5. Выделить общее и различия в подходах разных авторов к вопросу (проблеме), рассматриваемому в изученных работах.
  6. Сформулировать свою точку зрения, подкрепив ее соответствующими аргументами.

Таким образом, принципиально новым для ученика, уже получившего первоначальные умения конспектирования, окажется только пункт 6 предложенного алгоритма. Мы рассмотрели лишь некоторые методические приемы работы с печатным текстом на уроках химии, которые могут видоизменяться, модифицироваться в зависимости от условий реального класса и методической системы учителя. Единственное, что на наш взгляд, не может быть изменено, так это последовательность формирования медиаобразовательных умений: понимание слова ® понимание предложения ® вычленение главного в сообщении ® составление плана информационного сообщения ® тезирование текста ® конспектирование текста ® создание собственной информации на основе нескольких литературных источников (реферирование). Такая последовательность соответствует процессу познания, движению от неизвестного к известному, от простого к сложному.