ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ НА УРОКАХ ХИМИИ

А.А. Журин

На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с окружающим миром, принимая информацию о нем и от него с помощью своих пяти органов чувств. По мнению М. Маклюэна, одного из популярных социологов XX века, человек воспринимает реальность не такой, какова она есть, а такой, какой она "подается" средствами коммуникации. Технические средства передачи информации, рассуждает далее Маклюэн, меняют баланс между органами чувств и в силу этого, во-первых, модифицируют человеческую психику, во-вторых, вызывают коренные социально-исторические изменения в жизни стран и народов.

Бурное развитие средств массовой информации изменило дидактический ландшафт, ученическую аудиторию: повысился общий интеллектуальный уровень обучаемых, но при этом он стал более неоднородным и непроектируемым теми, кто призван его формировать. Современные ученики средней школы - это поколение, полностью воспитанное под влиянием СМИ. Хотим мы этого или нет, но сегодня школа значительно уступает средствам массовой информации в формировании естественнонаучной картины мира. Выход мы видим в активном использовании на уроках тех источников информации, которые наиболее привлекательны для учащихся: телевидение и видеозапись. Фрагменты художественных видеофильмов дают возможность расширить и углубить химические знания учащихся, а также решить такую важную задачу, как включение внешкольной информации (т.е. информации, изначально не предназначенной для формального и дополнительного образования) в контекст базового образования.

Учащимся 10 и 11 классов московской школы № 1748 было предложено необычное домашнее задание: найти в видеофильмах, которые у них есть дома, фрагменты, тем или иным образом связанные с материалом, изучаемым на уроках химии. При этом преследовались следующие цели:
а) выяснить, видят ли учащиеся химические явления в окружающем мире;
б) установить, умеют ли они переносить знания, полученные на уроках химии, на внешкольную информацию.

При выполнении домашнего задания (на выполнение работы был отведен 1 месяц) учащимися было отсмотрено и проанализировано более 100 художественных фильмов (из них 17,5 % отечественных и 82,5% зарубежных), в которых школьники увидели применение химических знаний. В письменных рецензиях наиболее часто встречались такие названия, как "Секретные материалы", "Армагеддон", "Ягуар", "Пятый элемент", "Свадьба в Малиновке", "Кавказская пленница", "Девчата". Проверка письменных работ и просмотр учителем видеофрагментов, которые учащиеся сдали на кассетах, показали, что 67% школьников видят реальные химические явления, 30% отметили явления, отдаленно напоминающие химические, и 3% записали фрагменты, не содержащие никаких химических знаний. Для 69% учащихся вся химия в художественных фильмах свелась к пожарам и взрывам, т.е. к реакции горения. Около 1/5 части школьников (21%), выполнивших задание, выделили как пример химических реакций действие различных веществ на другие вещества и на человека. Химические синтезы, химические предприятия и лаборатории, применение веществ человеком обнаружили 8% учащихся. В 2-х процентах работ описаны фрагменты, в которых звучит слово "химия" или встречаются химические термины.

Интересно, что школьники в своих аннотациях к фрагментам не отметили научные неточности и ошибки, содержащиеся в фильмах.

Некоторые учащиеся сделали попытку привязать фрагменты к определенным химическим знаниям. Так, ученица 11 класса анализировала фрагмент фильма "Двое: я и моя тень", в котором героиня наносит на лицо косметическую маску. В анализе она пишет: "Готовая маска всегда содержит химические вещества"(!). Ученик 10 класса, анализируя фрагмент фильма "Титаник" (сцена на носу корабля), пишет: "Корабль не тонет, так как между молекулами воды образуются прочные водородные связи"(!!!).

Из этого можно сделать вывод, что учащиеся не переносят знания, полученные в школе, на окружающую их реальность, хотя при выполнении контрольных работ и при устных ответах показывают хорошее знание химии. Это подтверждается и возмущенным возгласом одной ученицы: "Почему Вы не сказали, что отвечать надо, как на химии!"

Анализ Стандарта химического образования, программ и учебников разных авторов и содержания художественных фильмов, пользующихся наибольшей популярностью у школьников, позволил выявить темы школьного курса химии, в которых наиболее уместно использовать видеофрагменты "развлекательного" жанра: "Растворы", "Свойства основных классов неорганических соединений", "Углеводороды", "Спирты", "Карбоновые кислоты", "Сложные эфиры. Жиры", "Углеводы", "Амины. Аминокислоты", "Синтетические высокомолекулярные соединения". Но это не означает, что на уроках по другим темам фрагменты художественных фильмов показывать нельзя.

Чем должен руководствоваться учитель, отбирая фрагменты художественных фильмов для уроков химии?

Прежде всего необходимо помнить о том, что нельзя демонстрировать художественный фильм только ради демонстрации. Другими словами, использовать художественное кино можно тогда и только тогда, когда включение фрагмента в урок послужит формированию химических знаний и умений, т.е. для того, чтобы:
1) создать у школьников положительную мотивацию к изучению нового материала, поддерживать и развивать познавательный интерес к предмету;
2) ознакомить учащихся со свойствами веществ, с формами их нахождения в природе, с использованием химических знаний в практической деятельности человека. Этот тот случай, говоря словами проф. Л. С. Зазнобиной, "когда материал, доступный вербальному оформлению, будет с помощью видеозаписи раскрыт с необычной, принципиально новой точки зрения, не так, по-иному опишет предмет или явление, чем слово учителя или учебник"1;
3) провести первичное закрепление полученных знаний;
4) проверить знания учащихся.

Одновременно с этим Вы сможете приступить к решению не менее важной сегодня задачи медиаобразования школьников. Под медиаобразованием мы понимаем формирование у учащихся информационных умений на материале средств массовой информации в процессе преподавания обязательных учебных курсов. Если на уроке Вы даете задание найти в просмотренном фрагменте химические знания, то уже можно говорить об обучении поиску информации. Описание увиденного на телеэкране на языке химии (с помощью химических формул и уравнений) потребует от учащихся изменения информации: уменьшения ее объема в процессе выделения главного, изменение формы подачи и знаковой системы, перенос на другой носитель информации. Задание на поиск ошибок и научных неточностей неизбежно приводит к дополнительному вопросу: "Почему режиссер-постановщик фильма именно так показал данное химическое явление, какие цели он при этом преследовал?" Отвечая на подобные вопросы, учащиеся исподволь научаются понимать цели коммуникации, а дискуссия, которая при этом неизбежно возникает, формирует умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них.

Таким образом, нужно определить, с какой целью Вы будете показывать фрагмент художественного фильма на уроке. Цели использования фрагментов художественных видеофильмов могут быть различными, но они обязательно связаны, в первую очередь, с целями обучения химии, а также, по возможности, с целями медиаобразования. Условно разделим видеофильмы на три группы.

I. Видеофильмы, используемые при изучении теоретических вопросов курса химии средней общеобразовательной школы. Основная цель использования фильмов этой группы заключается в обучении школьников установлению логических связей в учебном материале и в формировании у учащихся естественнонаучной картины мира.

II. Видеофильмы, используемые при изучении фактического материала. Цель их включения в учебно-познавательную деятельность учащихся - закрепление знаний фактического материала и углубление его связи с теорией.

III. Видеофильмы, содержащие политехнические сведения, используются для иллюстрации изучаемых в школьном курсе химических производств, для раскрытия взаимосвязи "химическая реакция - условия проведения - научные принципы производства". Сформулировав цель, можно приступить к отбору необходимых видеофрагментов. Они должны соответствовать определенным требованиям, которые были сформулированы в результате длительного педагогического эксперимента, проведенного лабораторией ТСО и медиаобразования ИОСО РАО. Назовем те из них, игнорирование которых может привести к разрушению урока.

1. Видеофрагмент должен занимать строго определенное место в том или ином учебном занятии как его органичная часть. Рассмотрим в качестве примера фрагмент из комедии Л. Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", в котором главный герой "борется" с тестом.

Если фрагмент предполагается использовать для создания положительной мотивации к изучению свойств углеводов, то наиболее уместным будет его демонстрация до начала изучения химических свойств. Использование этих же кадров после изучения спиртового брожения глюкозы для проверки знаний учащихся или в качестве домашнего задания определяется другой целью - обучению поиску неточностей и (или) ошибок в получаемой информации. В этом случае цели обучения химии тесно переплетаются с целями медиаобразования.

Третий возможный вариант - демонстрация фрагмента фильма во время изучения химических свойств глюкозы. В этом случае специфический язык художественного кино дает возможность показать такие свойства вещества, которые обычно на уроке не демострируются из-за большой длительности химического эксперимента. Наконец, фильм может стать просто иллюстрацией практического применения углеводов. В последних двух случаях произведение кино становится источником новых химических знаний.
2. Видеофрагмент должен быть лаконичным, легко вписываться в урок, подчиняясь воле учителя.
3. Видеофрагмент не призван излагать ту или иную тему целиком, а ограничивается раскрытием в динамике определенных явлений, теоретическая интерпретация которых остается делом учителя.
4. Информация, содержащаяся в видеофрагменте, предназначенном для демонстрации, должна соответствовать уровню химических знаний учащихся. Здесь возможны три различных случая.

А. Химические знания, заложенные в фильм, значительно превышают знания школьника. Получаемая информация не найдет соответствия в его тезаурусе, и в результате демонстрируемый фрагмент будет расценен учащимся как непонятный и ненужный. Например, при изучении общих свойств кислот в 8 классе, учащиеся не поймут химический смысл фрагмента из телесериала "Скорая помощь", в котором показано биологическое действие плавиковой кислоты (нет знаний о свойствах фторидов и составе крови). Драгоценное время урока будет напрасно потеряно. Из этого можно сделать вывод, что такие фрагменты показывать на уроках нельзя.

Б. Химические знания в демонстрируемом фрагменте немного превышают знания школьника или соответствуют им. Такое соотношение наиболее оптимально, если Вы планируете использовать фрагмент художественного фильма для сообщения новых знаний учащихся или создания положительной мотивации к изучению нового материала. Примером может служить прекрасный и добрый фильм "Девчата" (шарф и варежки сделаны из елки), который демострируется при изучении искусственных волокон. Учащиеся уже знают строение и свойства целлюлозы, но не знают, что из древесины можно изготовить волокно. Фрагмент фильма создает интригу на уроке, ситуацию неопределенности (действительно из ели можно сделать волокно, или же сценарист с режиссером вводят зрителя в заблуждение?).

В. Химические знания в фильма полностью соответствуют знаниям школьника или меньше их. При таком соотношении получатель информации (в нашем случае - школьник) расценивает ее как банальную. Однажды нам довелось побывать на уроке, на котором восьмиклассники знакомились со свойствами воды. Учитель продемонстрировал фрагмент фильма "Волга - Волга" с песенкой водовоза, а потом недоумевал, почему всегда такой хороший, "управляемый" класс вышел из повиновения. Поскольку ничего нового из фильма учащиеся для себя не взяли, фрагмент потерял обучающую и мотивационную функцию и без специальной дидактической обработки вклинился в урок как инородное тело.

Исходя из изложенного можно сформулировать еще одно требование.

5. Отобранный фрагмент должен быть дидактически обработан. Дидактическая обработка заключается, прежде всего, в подготовке специальных вопросов, заданий, задач, упражнений к фрагменту, которые не дают возможности ученику оставаться пассивным потребителем информации. Дидактическая обработка непосредственно связана с целью включения в урок фрагмента художественного фильма и с его содержанием. Рассмотрим пример разного использования фильма "Собака Баскервилей".

Если фрагмент предполагается использовать для создания положительной мотивации к изучению свойств фосфора, то этот фрагмент следует показать до того, как учащиеся познакомятся с аллотропными модификациями фосфора и их физичекими свойствами. Дидактическая обработка в этом случае будет заключаться во вступительном слове учителя, направленном на организацию осознанного просмотра. Например, можно обратиться к знанию учащимися текста произведения английского писателя и к кинематографической версии повести. Затем предложить школьникам просмотреть еще раз фрагмент из этого фильма и попробовать найти в нем научную ошибку. Поскольку девятиклассники еще не знают свойств белого фосфора, на уроке создается проблемная ситуация: учитель просит найти ошибку - учащимся не хватает знаний для выполнения задания. Этот же фрагмент может быть успешно применен для демонстрации свойств веществ, которые не могут быть показаны на уроке из-за отсутствия реактивов (к сожалению, сегодня это беда многих школ), или для того, чтобы показать явление с новой, необычной стороны. Здесь опять необходима специально организованная познавательная деятельность учащихся. В первом случае нужно объяснить, почему на уроке химии реальный химический эксперимент заменен видеозаписью. Во втором случае демонстрация получения белого фосфора, его свечения в темноте и самовоспламенения на воздухе предворяет демонстрацию фрагмента фильма. Чтобы учащиеся не восприняли включение видеомагнитофона как сигнал к окончанию работы на уроке, следует предложить им задание, которое они должны выполнить во время просмотра, например: "Насколько реальны события, показанные на экране? Дайте аргументированный ответ". После просмотра можно обсудить вопрос: "Почему автор повести, получивший медицинское образование и имевший достаточно много знаний о веществах и их свойствах, "допускает" такую грубую ошибку?" Этот же фрагмент можно использовать для проверки знаний учащихся на следующем уроке или в качестве домашнего задания. В любом случае, нужно заранее продумать задания, которые будут предложены учащимся до или после демонстрации видеофрагмента. В самом общем виде варианты дидактической обработки фрагмента некоего абстрактного художественного фильма приведены в таблице 1. Выбор того или иного методического приема, с помощью которого фрагмент из художественного фильма вводится в ткань урока, зависит от цели его использования, что позволяет использовать один и тот же фрагмент на разных этапах урока. Использование художественного фильма на уроке химии уже само по себе является мощным стимулом к его просмотру, так как срабатывает эффект новизны. Но этот эффект недолговечен, и при систематическом использовании фрагментов художественного кино учащиеся постепенно теряют к нему интерес. Поддерживать интерес к такой форме работы на уроке химии можно с помощью специально подготовленной видеозаписи.

Основной методический прием заключается в направленном стимулировании содержательных ожиданий учащихся от предстоящего просмотра видеофрагмента. Для этого перед показом фрагмента кинофильма учащимся демонстрируют видеозапись обсуждения, проведенного другими учащимся в форме беседы "за круглым столом" без участия учителя. Особенно эффективен такой прием в старших классах, так как именно в возрасте 14 - 16 лет подростки психологически ориентированы на своих сверстников 2.

Создание собственной видеотеки потребует от учителя времени и сил: нужно просмотреть большое число фильмов, найти в них фрагменты, которые можно использовать для обучения химии, переписать их на отдельную кассету. Использование только что описанного приема активизации познавательной деятельности учащихся потребует проведения специальных видеосъемок и монтажа отснятого материала с фрагментами художественных фильмов. Однако время создания видеотеки можно значительно сократить, если вы привлечете к этой работе учащихся. Ученикам 8 - 9 классов можно поручить отбор фрагментов и перезапись их на отдельную кассету. Учащиеся 10 - 11 классов с удовольствием принимают участие в специально организованных съемках "круглых столов". Те школьники, которые видят себя в будущем школьными учителями (не обязательно химии!), активно помогают в разработке вопросов и заданий к отобранным фрагментам. Таким образом художественное кино помогает учителю организовать внеклассную работу по предмету.

Таблица A. Варианты дидактической обработки фрагмента художественного фильма

Соотношение химических знаний в
фрагменте (Тф) и знаний
учащегося (Ту)

Цель включения
фрагмента
художественного фильма в урок

Дидактическая обработка
(задания, комментарий учителя)

Тф >> Ту

Использовать на уроке нельзя

Тф ³ Ту

Создание положительной мотивации к изучению нового материала

Внимательно просмотрите фрагмент фильма “...” и подумайте, почему он показан на уроке химии.

Сообщение новых знаний учащимся

Сейчас вы увидите кадры из художественного фильма “...”. Найдите в этом фрагменте ответы на вопросы, которые записаны на доске.

Иллюстрация рассказа учителя

Опыт, который вы наблюдали, проводился с небольшими количествами веществ. Подобные явления в окружающей нас действительности часто происходят в гораздо больших масштабах. Посмотрите, как это же явление увидели кинематографисты. Во время просмотра подумайте над вопросом, почему физические явления, которые сопровождают химический эксперимент, отличаются от тех, которые показаны на телеэкране.

Тф < Ту

Иллюстрация рассказа учителя

Превращение веществ, которое мы изучили теоретически, протекает настолько медленно, вам хорошо известно. Но попробуйте найти новое в знакомом. Запишите в тетрадях свои наблюдения и подберите такие аргументы, чтобы все поняли, что это действительно новое.

Проверка знаний учащихся

(До демонстрации) В время просмотра знакомого вам фрагмента художественного фильма “...” подумайте как его можно переозвучить, чтобы фильм стал учебным.

(После демонстрации) Запишите в тетрадях новых звуковой ряд фильма.

(После выполнения задания можно предложить нескольким учащимся “наложить” новый звук на видеоряд. При этом фрагмент художественного фильма демонстрируется без звука)

ИЛИ

Просмотрите знакомый вам фрагмент художественного фильма “...”. При изучении какой темы курса химии вы использовали бы этот фрагмент. Какие вопросы вы задали бы своим ученикам по химическому содержанию этого фрагмента? (Затем учащиеся сдают записанные на отдельных листах вопросы, а на следующем уроке сами отвечают на них.)