v

Научно недостоверные сообщения средств массовой информации и обучение химии

А.А.Журин

Для школы традиционно использование сообщений средств массовой информации для достижения целей обучения. Следуя дидактическому принципу научности, учитель всегда проводил тщательную селекцию сообщений СМИ , то есть создавал искусственный барьер, который в школе ограждал учащихся от научно недостоверной информации. Но уже не требует никаких доказательств то, что бoльшую часть знаний об окружающем мире учащиеся получают не из школьных учебников и не от учителей, а из телепередач, газетных и журнальных публикаций и сообщений других средств массовой информации. Игнорировать средства массовой информации - значит обеднять то, что называют повседневной жизнью детей. "Школа, которая хочет не на словах, а на деле быть действительно демократичной и открытой, должна не только вооружать своих учеников суммой некоторых готовых знаний, но и давать им преимущества в обогащении социального опыта в практике общения со средствами массовой информации", - пишет один из ведущих канадских специалистов в области медиаобразования Стефани Дансеро (S. Dansereau). Осознание необходимости обучения школьников пониманию "целей коммуникации, направленности информационного потока, нахождению ошибок в получаемой информации" , воспитанию у школьников стойкого иммунитета против продукции так называемой "индустрии сознания" приводят к мысли об использовании в учебном процессе и тех сообщений масс-медиа, которые содержат научно недостоверную информацию. Принято считать, что в процессе обучения нельзя предъявлять учащимся информацию, в которой содержатся ошибки и неточности, так как это приводит к формированию неправильного представления об окружающем мире. Педагогический эксперимент, проводимый в течение многих лет под руководством проф. Л. С. Зазнобиной, показал, что в некоторых случаях использование научно недостоверной информации не только возможно, но и дает хороший результат как в обучении традиционным школьным предметам (эксперимент проводился не только на уроках химии, но на других учебных предметах), так и при формировании у школьников информационных умений. Прежде чем перейти к рассмотрению этих случаев, выясним, почему и как "ошибочная" информация появляется в сообщениях СМИ. Это поможет в дальнейшем определить методические приемы использования такой информации на уроках химии.

Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в полном объеме. Здесь можно выделить два случая:
1) автор сам не владеет всей информацией - недостаточные знания о предмете сообщения;
2) автор умышленно скрывает от потребителя часть информации - селекция информации.

Приведем примеры искажения информации из-за уменьшения ее объема.

Недостаточные знания о предмете сообщения
На фоне общего ухудшения экологической обстановки в газетах, радио- и телепередачах все больше появляется сообщений о загрязнении природных вод тяжелыми металлами. Рассмотрим только те тяжелые металлы, которые включены в стандарт химического образования - медь, железо, цинк. Из сообщений средств массовой информации школьники знают, что ионы тяжелых металлов могут стать причиной серьезных заболеваний. Ежесуточное потребление ионов меди(II) больше 50 мг приводит к нарушению деятельности печени, ионов цинка больше 15 мг - к анемии, железа - к повышению восприимчивости к инфекциям. Но в этих сообщениях ничего не говорится о том, что отсутствие этих же ионов в продуктах питания не менее опасно для человека. Так, если человек будет длительное время потреблять пищу и воду с суммарным содержанием ионов меди(II) менее 2 мг в сутки, то результатом станет возникновение анемии и заболеваний костной системы. Потребление ионов цинка менее 15 мг в сутки является причиной карликового роста, исключение из рациона ионов железа или даже снижение суточного потребления до 15 мг и меньше приводит к снижению концентрации гемоглобина в крови.

В данном случае уменьшение объема информации вызвано, скорее всего, недостаточностью знаний о биологической роли металлов, поскольку в школьных курсах биологии и химии эти вопросы не рассматриваются, равно как и в вузах будущие журналисты не получают никаких естественнонаучных знаний.

Селекция информации
Так же как и в первом случае, автор сообщения скрывает часть информации. Отличие заключается в том, что делает он это совершенно сознательно. Так, до сих пор в учебниках органической химии для общеобразовательной школы от учащихся скрывается информация о предшественниках А. М. Бутлерова (Ф. Велер, Ю. Либих, Й. Я. Берцелиус, Э. Франкланд, А. Кекуле, К. Г. Вихельхаус, А. Купер). Более того, акцентирование внимания школьников на том, что "профессор Казанского университета А. М. Бутлеров пришел к важным теоретическим выводам:
1) атомы в молекулах находятся не в беспорядке, они соединены друг с другом в строгой последовательности …", - приводит к тому, что в их сознании А. М. Бутлеров становится единственным творцом теории химического строения органических соединений. Одна из причин селекции информации хорошо просматривается в тексте учебника органической химии Н. И. Путохина: "борьба с преклонением перед иностранцами" .

В рекламе мы часто встречаемся с другим способом искажения информации - в привлечении внимания в какому-то одному свойству материального объекта или явления. Объясняя потребителям высокую стоимость посуды "Цептер", реклама убеждала, что при приготовлении пищи в этой посуде полностью сохраняются все витамины и минеральные соли благодаря применению "благородной стали Cr/Ni 18/10, номер материала 1.4301". В данном случае внимание было привлечено "благородной сталью", которая на самом деле является обычной сталью - "нержавейкой" 04Х18Н10. Утверждение, что все витамины сохраняются полностью, было откровенным обманом, а минеральные соли, входящие в состав продуктов питания, не разлагаются при нагревании, за исключением нитратов и нитритов, о которых вряд ли кто будет сожалеть.

Средствам массовой информации всегда было свойственно вольное обращение с фактами, так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание читателей газет и журналов, радиослушателей, телезрителей, "путешественников" по Всемирной Паутине компьютерных сетей. Фальсификация как способ создания заведомо ложного информационного сообщения известна давно и описана в книге Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка": "Желая преподнести читателю что-нибудь новое и неожиданное, я сам выдумывал животных… В виде пробы я пустил "сернистого кита". Этот новый вид кита был величиной с треску и снабжен пузырем, наполненным особой кислотой, которая одурманивающе действовала на мелкую рыбешку, пожираемую этим китом. Позднее одни английский ученый, не помню, какую я ему придумал тогда фамилию, назвал эту кислоту "китовой кислотой". Китовый жир был всем известен, но новая китовая кислота возбудила интерес, и несколько читателей запросило редакцию, какой фирмой вырабатывается эта кислота в чистом виде". Современный пример такого искажения - сообщение телевизионного канала "Discovery" о находке в России полностью сохранившегося мамонта, ДНК которого планировали использовать для клонирования мамонтов. В сообщениях масс-медиа в последнее время увеличивается доля информации, передаваемой потребителю с целью сообщения ему новых знаний об окружающем мире. К сожалению, просветительские сообщения СМИ также несут научно недостоверную информацию. Рассмотрим некоторые причины, приводящие к искажению информации.

Неудачная попытка популяризации научных знаний. Адаптация информационного сообщения к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок. Так произошло в передаче "Здоровье" (ОРТ, 23.10.99). Трудно заподозрить ведущую этой передачи (кандидата медицинских наук) в незнании того, что скорлупа куриного яйца представляет собой смесь разных веществ, основу которой составляет карбонат кальция. Однако она рассаживает перед собой младших школьников и в общении с ними сообщает всем телезрителям, что "сейчас покажет настоящий кальций". Но перед телекамерой возникает не серебристо-белый металл, а яичная скорлупа! Естественнонаучная неграмотность автора особенно часто приводит к искажению информации в сообщениях масс-медиа. Мы уже говорили о том, что недостаточность знаний в области биологии, физики, химии и т.д. проявляется в сокрытии части информации, из-за чего сообщение становится научно недостоверным. Однако, беря на себя просветительские функции, масс-медиа "тиражирует" заблуждения и ошибки авторов информационных сообщений. Давно стали классическими примеры "взаимодействия" азота и воды с образованием азотной кислоты или "реакции" сахара с углеводами пищи, в результате которой получаются кислоты (оба примера взяты из публикаций газеты "Московский Комсомолец"). Такие сообщения очень опасны, так как школьник, не имея нужных знаний, не может увидеть ошибки в сообщении, и, следовательно, велика вероятность формирования неправильных представлений об окружающем мире. Приведем пример.
Конец весны - начало лета 1999 г. прошли под знаком курино-диоксинового скандала, захлестнувшего Европу и, соответственно, Россию. Информационная программа "Времечко" показала 4 июня 1999 г. репортаж об использовании жителями одной из деревень отходом от производства этанола - барды для полива огородов. В комментарии к репортажу ведущий отметил, что "барда все продезинфицирует, даже диоксин - наследие войны США во Вьетнаме". Чтобы правильно оценить эту информацию ученик должен знать:

  1. что такое барда (в школьном курсе химии этот термин не встречается);
  2. что в годы войны во Вьетнаме (60-70-е гг. XX в.) американская армия использовала дефолиант Agent Orange, или смесь 2,4-дихлорфеноксиуксусной кислоты с 2,4,5-трихлорфеноксиуксусной кислотой (эти кислоты в школьном курсе химии не изучаются);
  3. что 2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота и 2,4,5-трихлорфеноксиуксусная кислота - избирательные гербициды, вызывающие гибель широколистных растений (двудольных) и длительное время применявшиеся в посевах зерновых культур и на газонах, а также в питомниках хвойных деревьев для очистки от кустарников;
  4. что 2,4,5-трихлорфеноксиуксусная кислота содержит примесь диоксина - одного из самых токсичных веществ, известных человеку (диоксин в школьном курсе химии не изучается);
  5. что диоксин вызывает рак, аномалии внутриутробного развития плода и тяжелые кожные заболевания (о диоксине не говорят и на уроках биологии).

Не имея этих знаний, учащиеся могут прийти к такому, например, выводу: диоксиды изобретены в США как оружие; барда, содержащая спирт, дезинфицирует диоксиды, следовательно, диоксины - это какие-то микроорганизмы.

Ложные выводы из правильных исходных посылок. Назовем такие сообщения софизмами, хотя к классическим софизмам они имеют весьма отдаленное отношение. Примером софизма может служить ежедневная телевизионная передача о Центре Марии Лит (телеканал "М1"). Главное место в передаче занимают рассуждения ведущей, которая выстраивает следующую логическую цепочку (схема 1):

Схема 1.
человек состоит из молекул
Ї
молекулы состоят из атомов
Ї
атомы состоят из элементарных частиц
Ї
элементарные частицы - это волны
Ї
волны - это свет
Ї
свет - это энергия
Ї
энергия - это не материя
Ї
человек нематериален.

Приведем пояснения к схеме (номер пояснения соответствует номеру стрелки на схеме 1).
1. Микрообъекты одновременно ведут себя и как частицы, и как волны. Теоретически это было предсказано де Бройлем (de Broille, Франция, 1924) и экспериментально доказано Тартаковским (СССР, 1927).
2. Волны де Бройля не воспринимаются человеческим глазом из-за малой длины волны (например, для электрона, имеющего массу 9,11*10-31 кг, длина волны равна 0,33 нм), поэтому называть их светом нельзя .
3. Отождествление свойства (энергия) с носителем этого свойства (электромагнитное поле как вид материи). Возможно, это происходит из-за "дословного прочтения" знаменитой формулы Эйнштейна E = mc2.
4. Противопоставление свойства (энергия) его носителю (материи). Таким образом, кроме уже рассмотренного способа искажения информации - селекции (1) и (2) - автор информационного сообщения сначала отождествляет, а затем противопоставляет свойство (энергия) и носителя свойств (материя), из чего и следует ложный вывод.

Как правило, масс-медиа используют научно недостоверную информацию для манипулирования сознанием человека. Под манипулированием сознанием мы пониманием создание субъектом информационного воздействия таких условий, при которых ответная реакция объекта однозначно определяется действиями субъекта. Например, телезритель колеблется в выборе между многочисленными телеканалами и передачами, но ему доверительно сообщают, что в сериале "Секретные материалы" приводятся только истинно научные факты. Выбор сделан: телевизор переключен на канал "ТВЦ". Это и есть в чистом виде подталкивание к действиям, которые заранее спланированы рекламодателем и реализованы рекламопроизводителем. Манипулирование сознанием, в конечном итоге, всегда преследует одну цель: продвижение на рынке какого-либо товара или какой-либо услуги. Оно особенно часто встречается в информационных сообщениях на тему здоровья человека и в сообщениях иррационального плана (религиозный, мистических и т.п.). Во втором случае мы имеем дело со скрытой рекламой: происходит целенаправленное формирование картины мира, которая в дальнейшем приводит человека в церковь, к знахарям, магам и т.д.

Еще один способ манипулирования сознанием в рекламе заключается в неточном переводе текста рекламы с иностранного языка. В результате появляются слова - гибриды, похожие на научные термины, которые оказывают на потребителя информации магическое действие.

Педагогический эксперимент по интеграции медиаобразования с различными учебными дисциплинами дал возможность выявить некоторые условия и методические приемы использования в учебном процессе научно недостоверных сообщений средств массовой информации.

С точки зрения медиаобразования сообщения, в которых информация искажена с целью манипулирования сознанием, могут быть использованы для обучения школьников пониманию цели и направленности информационного потока, обнаружению ошибок в получаемой информации, аргументации собственных высказываний и проверки сформированности медиаобразовательных умений. С точки зрения достижения целей обучения основам той или иной науки научно недостоверная информация используется для создания мотива к приобретению научных знаний, закрепления полученных знаний, для проверки глубины понимания изученного материала и сформированности умений в данной учебной области. Если достоверность информации масс-медиа проверяема опытным путем (возможность вытеснения серной кислоты из гипса действием уксусной кислоты, опыт с куриным яйцом из телевизионной рекламы зубной пасты и т.п.), то сообщение может быть использовано до ознакомления школьников с научным знанием. В этом случае сообщение СМИ с научно недостоверной информацией, во-первых, служит созданию положительной мотивации для изучения нового материала и, во-вторых, формирует у школьников представление об эксперименте как о критерии истинности информационного сообщения.

Ознакомление учащихся с сообщением масс-медиа с научно недостоверной информацией может завершаться словами учителя: "Проверим опытным путем правильность этого утверждения". Выполнив лабораторные опыты или просмотрев демонстрационный опыт, учащиеся должны сделать выводы, связанные: а) непосредственно с изучаемым явлением, б) с достоверностью информационного сообщения.

Если достоверность информации масс-медиа в условиях школьной лаборатории проверить нельзя, как, например, разложение цианидов водами Дуная (информационная программа "Время", ОРТ, 15.02.2000) или образование озоновых дыр под действием фреонов, то использование этой информации до введения научного знания опасно, так как очень велика вероятность того, что школьники поверят средствам массовой информации, а не слову учителя. Поэтому непроверяемые в школе сообщения средств массовой информации рациональнее использовать для проверки тех знаний учащихся, которые уже "отработаны" учителем.

В этом случае научно недостоверная информация может вводиться словами: "Ознакомьтесь с информацией", - и завершаться фразой: "Не кажется ли вам, что здесь что-то не так?" При этом следует добиваться от учащихся аргументированных ответов, касающихся не только изучаемого явления и достоверности информационного сообщения, но и причин появления в сообщении научно недостоверной информации и, если это возможно, целей и направленности информационного потока.

Таким образом, использование сообщений масс-медиа с научно недостоверной информацией не только возможно для достижения целей обучения тому или иному учебному предмету, но создает реальные возможности для достижения целей медиаобразования.