Дидактический принцип актуальности в контексте медиаобразования

А.А. Журин,
ИОСО РАО, г. Москва

В дидактике принцип актуальности понимается как установление взаимосвязи между:
1) постоянно развивающейся наукой и техникой и школьным учебным предметом;
2) учебными проблемами и глобальными проблемами современности.

Руководствуясь этим принципом, учитель отбирает из всех информационных сообщений только те, которые явно вписываются в изучаемую на уроке тему и при этом проверенные практикой и научно устоявшиеся факты и теории. В результате значительная часть внешкольной информации проходит "мимо" урока, хотя она нуждается в серьезном совместном обсуждении учителем и учащимися. Возникает противоречие между традиционным пониманием дидактического принципа актуальности и целями медиаобразования.

Л. С. Зазнобина выделила три составляющих медиаобразования: информационные умения, специальные информационные умения, связанные с техникой, и использование в процессе обучения актуальной информации. Что понимать под актуальной информацией?

"Словарь русского языка" дает такое определение прилагательного "актуальный": очень важный для настоящего времени, злободневный. Актуальная информация очень быстро устаревает. Вероятность совпадения темы информационного сообщения масс-медиа с темой урока мала. Из асинхронности информации СМИ по отношению к учебной информации следует возможность двух принципиально разных подходов к организации работы с сообщениями средств массовой информации.

1. Изучение сообщений по мере их появления. В этом случае информация масс-медиа действительно актуальна в том понимании, которое дает словарь (актуальность как злободневность). Такой способ работы приводит к разрушению учебного курса, нарушает целый ряд дидактических принципов: систематичности, доступности…

2. Изучение сообщений средств массовой информации с целью нахождения точек пересечения с учебной программой. Принимая за основу второй подход к использованию информации масс-медиа в учебном процессе, следует уже говорить не об актуальных сообщениях средств массовой информации, а об актуализированных, так как большая часть используемой в учебных целях информации масс-медиа перестает быть актуальной в строгом понимании слова, и актуальность приобретает значение необходимости восстановления в памяти сведений, нужных для понимания новой информации.

В зависимости от степени участия школьников в процессе актуализации отметим две диаметрально противоположные ситуации:
а) сообщения актуализирует учитель в тот момент дидактического коммуникационного процесса, когда он (учитель) считает это необходимым. Информация масс-медиа органично вписывается в урок, но ученик остается ее пассивным потребителем;
б) сообщение актуализирует ученик в тот момент урока, когда сообщаемая ему учебная информация находит в его памяти соответствие в виде информации СМИ. Перевод этой информации из внутренней речи во внешнюю может оказаться неожиданным для учителя и поставить его в затруднительное положение. Реально могут проявляться промежуточные формы, в которых инициаторами актуализации сообщений средств массовой информации выступают учитель и ученик одновременно, возможно, в разной степени.

Ситуация, когда учитель сам актуализирует сообщения средств массовой информации, хорошо известна и описана в методической литературе. Но весь предшествующий опыт - это опыт реализации принципа наглядности (в понимании Винценты Оконя), когда сообщение масс-медиа заполняет дидактическое пространство между абстрактным (основы наук) и конкретным (жизнь школьников и его окружения). Сообщение СМИ как таковое не изучалось (цель, достоверность, скрытый смысл и т.д.).

Противоположная ситуация, в которой инициатива исходит от учащегося, в педагогической литературе не освещалась, хотя она хорошо знакома каждому учителю. Как правило, это расценивается как нарушение дисциплины на уроке со всеми вытекающими последствиями.

Опубликовано в: Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт экспериментально-исследовательской работы коллектива школы № 858. Выпуск 3. - М., 2000. - С. 38 - 41.