ВКЛЮЧЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В КОНТЕКСТ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.А.Журин

Жизнь современного человека уже невозможно представить без средств массовой информации (СМИ, масс-медиа). В самом широком смысле СМИ — это радио, телевидение, кинематограф, самые разнообразные печатные издания. К ним следует также отнести популярную музыку, рекламу, компьютерные игры и продукцию тех учреждений, подразделений и т.д., которые занимаются “связями с общественностью”. СМИ стали доминантами в жизни современных учащихся, поэтому очень важно научить школьников восприятию информации, передаваемой по каналам масс-медиа. Решение этой задачи берет на себя медиаобразование, которые призвано развивать у ребенка способность мыслить критически и независимо от тех требований, которые предъявляют учителя (родители) к интерпретации той или иной информации, побуждает школьников идентифицировать и оценивать сообщения СМИ. Одновременно с этим оно формирует понимание, что эти сообщения являются продуктом “индустрии сознания”, направленном на информирование, убеждение, развлечение потребителя информации и т.д. Другими словами, сообщения средств массовой информации могут преследовать самые разнообразные цели.

Хотя цели и задачи самого медиаобразования разными научными школами формулируются по-разному, они имеют много общего. Например, Российская педагогическая энциклопедия в определении медиаобразования приводит и его цели: “подготовить новое поколение к жизни в новых информационных условиях, восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств”.

Министерство образования Канады, официально выражая взгляды канадских педагогов на цели медиаобразования, указывает главные направления:

    • производство информационных сообщений (цель, ценность, предъявление, кодирование, условности, характеристики, создание);
    • отображение аудитории и влияние (отображение, влияние СМИ на аудиторию, влияние аудитории на СМИ);
    • средства массовой информации и общество.

В любом случае перед медиаобразованием стоят цели, которые в общем виде можно сформулировать так:

  • обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании ) ;
  • развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
  • включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
  • формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.).

Какой бы из двух путей организации медиаобразования в школе мы ни выбрали бы: специальный (то есть введение в учебный план школы отдельного предмета) или интегрированный — оно будет строиться на междисплинарном и мультидисциплинарном подходе к изучению СМИ. Привлечение знаний из разных предметных областей обусловлено тем, что информационное сообщение само по себе, без какой-либо фактологической основы существовать не может. В нашей стране развиваются оба направления медиаобразования, причем специальное имеет уже достаточно большой практический опыт, в то время как интегрированное — новое явление в отчественной педагогике*.

При интеграции медиаобразования в традиционные школьные курсы естественнонаучного цикла немаловажную роль играет внешкольная информация. Под ней мы пониманием ту часть информации, которую школьники получают при общении с другими людьми и по каналам средств массовой коммуникации. Возможно, из СМИ как источника внешкольной информации следует исключить учебную литературу (учебники, пособия, сборники задач и упражнений и т.п.), радио- и телепередачи, видео, звукозаписи и компьютерные программы учебного назначения, то есть то, что постоянно используется учителем и учениками на уроках. Таким образом, источниками внешкольной информации могут быть:

  • средства массовой информации на печатной основе (книги, газеты, журналы);
  • электронные средства передачи информации (радио, эфирное, кабельное, спутниковое телевидение, видео, компьютерные сети, компьютерные игры и др.).

(Отметим, что понятие “внешкольная информация” шире используемого в западной медиапедагогике понятия “news media”, в котором акцент делается на новостях.)

Любая внешкольная информация может быть применена в учебных целях, поскольку она расширяет представления учащихся об окружающем их мире и процессах, протекающих в нем. Традиционно ее широко используют на уроках истории, экономической географии; в меньшей мере, но тоже достаточно часто, — на уроках родного и иностранного языка, литературы, мировой художественной культуры.

При изучении естественных наук обращение к внешкольной информации носит эпизодический характер и учителя, как правило, используют ее для иллюстрации применения в промышленности, сельском хозяйстве и в быту тех знаний, которые учащиеся получили на уроках. Следует отметить, что попытки включить внешкольную информацию в контекст базового образования предпринимались и раньше. Так, в книге С. Г. Шаповаленко “Методика обучения химии”, вышедшей в 1963 году, подробно описан опыт работы С. Д. Давыдова с научно-популярной химической литературой и приводятся вопросы, на которые предлагается ответить учащимся после изучения той или иной книги:

    1. О чем рассказывается в каждой главе данной книги?
    2. Понравилась ли вам данная книга и почему?
    3. Какие главы или разделы книги больше всего удались автору и почему?
    4. Какие разделы или главы книги не удались автору и почему?
    5. О чем в книге не рассказано, но хотелось бы, чтобы было рассказано?
    6. Как следовало бы усовершенствовать содержание, построение и язык книги?

В 50 – 60-х годах перед школой не стояла задача подготовки школьников к жизни в информационном социуме, поэтому опыт С. Д. Давыдова не получил широкого распространения. В результате новое поколение учителей, пришедшее в школу после 60-х годов, практически не обращалось к внешкольной информации. Позже в директивных документах Министерства образования СССР указывалось в неявной форме на необходимость медиаобразовательной подгтовки учащихся (ученик должен “систематически работать со словарями, энциклопедиями универсального характера и по отраслям знаний, справочной литературой различного типа… делать выписки из книг и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их, использовать в учебной и общественной работе”). Но эти документы не показывали учителю путей решения поставленных задач.

В результате учителя или забыли, или не знают, что внешкольная информация может служить достижению целей обучения той или иной естественной науки. Так, например, информацию, содержащуюся в развлекательных видеофильмах можно использовать на уроках химии (“Трудный ребенок — II” при изучении химических свойств алканов), географии и биологии (“Кажется, боги сошли с ума” — животный мир Африки), физики (мультипликационный фильм “Барон Мюнхгаузен” — ускорение).

Большой объем информации, которую можно использовать на уроке, школьники найдут в Интернете (табл. 1).

Таблица 1. Число документов в Интернете, содержащих информацию по предметам естественнонаучного цикла
(по состоянию на 21.01.98)

Учебный предмет

Число документов по теме

 

название темы

всего

на
русском языке

Биология

Птицы

89926

67

География

Америка

724132

725

Физика

Атом

2991

504

Химия

Кислород

43748

48

Например, по адресу http://www.ulg.ac.be/libnet/spring/course.htm восьмиклассник получит много полезной информации не только о кислороде, но и о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, а десятиклассник сможет значительно расширить свои знания о номенклатуре IUPAC.

Газетные и журнальные статьи являются еще одним важным источником внешкольной информации, включаемой в контекст базового образования, и, в отличие от Интернета, доступным всем. В качестве примера можно привести статью из газеты “Финансовые известия” от 28 марта 1996 года “Российская компания завершила международную оценку запасов нефти”, которую можно использовать на уроках географии и химии, или информацию из рубрики “Срочно в номер” газеты “Московский Комсомолец” от 23 июня 1997 г., сообщающую о работах по восстановлению городских почв, подвергшихся солевому загрязнению в зимние месяцы (уроки биологии, химии, экологии).

Использование внешкольной информации в процессе преподавания основ естественных наук позволяет достичь не только целей обучения конкретных учебных предметов, но и целей медиаобразования, что очень важно для подготовки школьников к жизни в информационном обществе. При этом все задачи медиаобразования, интегрированного в традиционные школьные курсы, могут быть решены с использованием информации, доставляемой учащимся с помощью средств массовой информации (в широком понимании).

Приведем отрывок из научно-популярной статьи.

“Принято считать, что многие из галогенпроизводных — хлороформ, хлорфенолы, диоксид, фреоны — созданы человеком. Однако оказалось, что это не так… Простейшие галогенпроизводные алканов особенно часто встречаются в морских водорослях, фитопланктоне, грибах, растениях ледниковых зон, а также в некоторых вечнозеленых растениях, например в кедрах… Поэтому при лесных пожарах, сжигании растений на полях, во время извержений вулканов образуются колоссальные количества хлорметана — до 5 млн. т в год, тогда как деятельность человека может дать только 26 тыс. т в год. Во время извержения вулканов получается очень много хлорфторуглеводородов — 75% от общей массы этих веществ, образующихся в природе. Особенно богаты хлорфторуглеводородами вулканы Камчатки. В настоящее время бесспорно, что число естественных галогенпроизводных в десятки сотен раз превосходит их количество, связанное с деятельностью человека. Но почему природа создает так много галогенпроизводных? Уже получены интересные факты, позволяющие частично ответить на этот вопрос. Например, некоторые морские беспозвоночные накапливают галогенпроизводные в качестве запасных питательных веществ, другие используют их для защиты (в частности, отпугивания акул), а наземные растения и сине-зеленые водоросли выделяют в среду хлорированные фенолы как антибактериальные, антигрибковые и моллюскоцидные вещества”.

Эта информация может быть использована на уроке учителем и биологии, и географии, и химии, и экологии для достижения целей обучения, и она же поможет решать задачи медиаобразования:

  • восприятие альтернативных точек зрения и высказывание обоснованных аргументов за и против каждой из них (в других сообщениях средств массовой информации можно найти обвинения в адрес химии, которая “загрязняет окружающую среду фреонами, то есть хлорфторуглеводородами);
  • вычленение главного в информационном сообщении (главная мысль этого сообщения заключается в том, что концентрация природных галогенпроизводных во много раз превышает уровень, обусловленный деятельностью человека);
  • извлечение из предложенной информации данных и представление в табличной или другой форме (в полном тексте статьи содержится довольно много данных для составления таблицы);
  • изменение знаковой системы (учащиеся 10 класса могут записать формулы тех веществ, названия которых встречаются в тексте);
  • поиск ошибок в получаемой информации (в сообщении говорится о диоксидах, понимая под ними диоксины);
  • составление рецензий

и так далее*.

На уроке найдут применение не только научно-популярные тексты, подобные приведенному выше, но и газетные статьи, телевизионная реклама, видеофильмы, художественная литература. Здесь опять проявляется мультидисциплинарность медиаобразования, поскольку одну и ту же информацию можно использовать на уроках по разным предметам. Уже есть практический опыт включения в урок сообщений перечисленных средств массовой информации для достижения целей обучения и целей медиаобразования:

  • биология и химия — телевизионная реклама, например зубной пасты “Blend-a-med” (учителя Н. Б. Черкасская и И. Л. Голенко, школа № 858 г. Москвы);
  • химия и физика — видеофильмы, например фантастический боевик “Вспомнить все” (учителя О. Ю. Гончарук и Г. Н. Розанова, школа № 1748 г. Москвы);
  • география, физика, химия — художественная литература, например роман И. Ильфа и Е. Петрова “Золотой теленок” (учителя Н. В. Соколова, Г. Н. Розанова, О. Ю. Гончарук, школа № 1748).

Одна из целей медиаобразования, интегрированного в базовое, состоит в обучении школьников переводу информации из визуальной формы в вербальную. Для формирования этого умения предлагаем ученикам описать увиденное на естественном языке или на языке формул и уравнений. В качестве источника визуальной информации, например, на уроках физики, можно воспользоваться репродукцией картины П. П. Верещагина “Вид на Кремль от Софийской набережной” или А. И. Куинджи “Березовая роща”. Рассмотрение падающий теней, изображенных на картине, вызывает у школьников вопрос: “Почему края тени размыты? Что это — небрежность художника или природное явление?” Поиски ответа приводят учащихся к понятию “дифракция”, а в дальнейшем — к вербальному описанию явления. (10 класс, дифракция света).

Бывший руководитель Всемирной службы Агентства “Ассошиэйтед пресс” Дж. Кримски отметил, что “сегодня — наверное, в большей степени, чем когда-либо — нужно уметь отделять разумное от всякой ерунды, важное от второстепенного и при этом не потерять из виду истину”. Справедливость этого замечания подтверждается характерной особенностью сообщений средств массовой информации, заключающейся в достаточно большом количестве неточностей и ошибок, в том числе и научных. Это дает возможность использовать внешкольную информацию для воспитания у школьников критического отношения к сообщениям СМИ и для обучения поиску ошибок в получаемой информации.

В уже упоминавшемся боевике “Вспомнить все” во фрагменте с достоверно показанным жидким воздухом содержится ряд ошибок, которые учащиеся могут обсудить на уроках биологии (человек в течение почти 10 минут находится в вакууме и остается живым), географии (появление над безводной планетой кучевых облаков), физики (повышение температуры окружающей среды при переходе газа из жидкого состояния в газообразное) во время изучения соответствующих учебных тем.

Телевизионная реклама зубных паст и жевательных резинок служит важным дополнением при изучении курса анатомии, физиологии и гигиены человека, но одновременно с этим она содержит ряд неточностей. Внимательный просмотр рекламного ролика зубной пасты “Blend-a-med” приводит школьников к пониманию того, что аналогия, проведенная между зубной эмалью и скорлупой куриного яйца, неудачна (урок биологии в 9 классе школы № 858, учитель Н. Б. Черкасская).

Школьник, приученный критически воспринимать сообщения СМИ, легко обнаруживает нелепость графика изменения “кислотно-щелочного баланса” из рекламы некоторых видов жевательных резинок: судя по графику pH во рту человека после приема пищи равен единице, что равносильно приему раствора сильной кислоты (урок химии в 9 классе школы № 1748, учитель О. Ю. Гончарук).

Внешкольная информация, в отличие от содержащейся в учебнике, обладает свойством очень быстро устаревать: сообщение СМИ, актуальное сегодня, завтра становится устаревшим, а после завтра о нем уже забудут. Эта специфика внешкольной информации требует от учителя постоянной работы со средствами массовой информации.