Журин А.А.

Методологические основания
интегрированного медиаобразования

Два предварительных замечания

Замечание первое. Необходимость медиаобразования школьников сегодня никем не подвергается сомнению, однако разные исследователи и учителя-практики вкладывают в это слово разный смысл. В отечественной медиапедагогике, которая (по сравнению с европейскими странами) делает только еще первые шаги можно выделить три основных практически непересекающихся позиции.

  1. Медиаобразование как ликвидация компьютерной неграмотности. Примером может служить сайт Центра медиаобразования г. Тольятти (http://mec.tgl.ru/), где на первой же странице заявлено, что "главная задача педагогического коллектива - способствовать росту профессиональной компетентности учителя через освоение им современных информационно-коммуникационных технологий. Педагогический коллектив центра убежден, что процесс профессионального роста педагога и менеджера неотделим от процесса освоения им информационных технологий для применения в профессиональной деятельности". И далее: "Наша главная задача - непрерывное образование учителей г. Тольятти в области информационно-педагогических технологий" (курсив наш. - А.Ж.). Скорее всего, такое понимание медиаобразования есть следствие смешения терминов, близких по звучанию: мультимедиа и медиаобразование.
  2. Медиаобразование как использование средств массовой информации в качестве средств обучения. Здесь примером может служить цитата из монографии А. В. Федорова (2001 г.): "Медиаобразование - процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники" [5, c. 38]. В этом определении автор практически ставит знак равенства между медиаобразованием и использованием СМИК как средства обучения. Такого мнения придерживается, например, и Стефани Дансеро (Канада) [9].В этом случае остается непонятным, чем же медиаобразование отличается от традиционного для советской - российской школы применения сообщений средств массовой информации в целях обучения и воспитания, что нового вносят работы медиапедагогов по сравнению с классическими работами, выполненными в НИИШОТСО. (Попутно отметим, что в этой работе явно прослеживается тенденция сведения медиаобразования к кинообразованию. Для этого достаточно прочитать главы 4 - 7, 9 этой монографии и большую часть главы 2).
  3. Медиаобразование как изучение школьниками средств массовой информации. Хронология развития такого представления о медиаобразовании может быть прослежена по следующим цитатам.
    Международный совет по кино и телевидению (1973 г.): "Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике"[11].

А. В. Шариков (статья в Российской педагогической энциклопедии): "Медиаобразование - направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.)"[4, c. 555].
Канадская исследовательница Андре Тибо (Andree Thibeault) в статье "Что такое медиаобразование?" определяет медиаобразование как "развитие умений и навыков идентификации, расшифровки, понимания и оценки ежедневных сообщений мира наших средств массовой информации, которые стремятся нас информировать, отвлекать, волновать или продавать нам что-нибудь" [14]. По ее мнению, главное в медиаобразовании - это упражнения в критическом мышлении, "чтобы лучше видеть влияние СМИ на наше общество, но особенно на себя".

Официальное мнение Министерства образования Квебека: медиаобразование - это "развитие у учащегося критического и этического мышления по отношению к средствам массовой информации и предоставление ему возможности создавать медиатесты, уважая права личности" [10].

Обобщенное понимание медиаобразования в Канаде представлено дефиницией, приведенной в "Программе критического обучения телевидению": "Медиаобразование направлено на развитие программ деятельности, направляющей молодежь на использование средств массовой информации, на выявление роли, которые они играют в нашей культуре, и способов их влияния на наше восприятие мира" [13].

Парламентская ассамблея Совета Европы не дает четкой дефиниции медиаобразования, подходя к этому вопросу очень аккуратно: "Медиаобразование можно определить как практическое образование, имеющее целью развитие некоторых компетенций, связанных с использованием средств массовой информации, с принятием критической и взвешенной позиции по отношению к средствам массовой информации" [8] (курсив наш. - А. Ж.).

Можно попытаться определить предмет медиаобразования через его цели, но их сопоставление опять-таки вскрывает большее число смыслов, которые разные авторы вкладывают в слово "медиаобразование". Так, Д. Сингер, Дж. Сингер, Д. Цукерман и Д.Шретер видят одну и ту же цель (помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими потребностями). Задачи медиаобразования по Шретеру можно назвать техническими (изучение технического устройства и формирование практических умений использования данной аппаратуры, в том числе и для создания собственных медиатекстов), в то время как остальные считают, что задачей медиаобразования школьников является обучение пониманию сообщений средств массовой информации (анализ и оценка отдельных элементов медиатекста) [2].

Определяя предмет медиаобразования как прикладной педагогической дисциплины, прежде всего, отметим, что мы полностью солидарны с мнением директора программы "Школьная пресса" Министерства общего образования Испании Хуана Мигеля Маргалефа: "Медиаобразование - это не сумка, в которую можно положить все, что имеет отношение к средствам коммуникации в обучении" [15; p. 10]. Так, фото- или кинокружок - это еще не медиаобразование, как не является медиаобразованием и изучение научных основ телевидения. Эти знания и умения, безусловно, расширят представления учащихся о средствах массовой информации, но не дадут ребенку полной и исчерпывающей картины масс-медиа.

Медиаобразование в школе должно служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, помочь школьникам достичь реальной независимости от масс-медиа, сделать их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе. В связи с этим приведем еще одну цитату из Х. М. Маргалефа: "Я еще раз выражаю мое согласие с Мигелем Рейесом (чилийский медиапедагог - А. Ж.)., когда он говорит: "Если мы ограничимся преподаванием детям устройства телекамеры, использованием в классе компьютеров и т.д., мы не будем играть роль действительных воспитателей людей нового поколения. Если же мы учим действовать, творить, быть независимым, тогда мы развиваем их склонность к наблюдению и к анализу действительности и их индивидуальность"" [15; p. 11].

Поскольку медиаобразование "произрастает" из сообщений средств массовой информации, необходимо помнить, что масс-медиа не отражают, а репрезентируют действительность. Поэтому одной из задач медиаобразования в школе должно стать обучение вычерпыванию смыслов из символического представления окружающего мира и процессов, протекающих в нем. Это будет возможным в том случае, если учащиеся будут знать, как, по каким законам создаются сообщения масс-медиа, как и с какой целью они распространяются, что при этом происходит с информацией, одним словом - по каким законам "живет" информация в масс-медиа.

Исходя из этих соображений, дадим следующее определение прикладного медиаобразования. Медиаобразование - это совместная деятельность обучающего и обучаемого по формированию у последнего умения вычерпывать смыслы из медиатекстов и создавать собственные смыслы новых медиатекстов на основе полученных знаний. При таком понимании медиаобразования средства массовой информации становятся одновременно и объектом изучения, и средством обучения.

Замечание второе. Объем статьи не позволяет подробно рассмотреть все уровни методологии: из четырех, описанных Г. Э. Юдиным, например, в [1], данная работа посвящена только одному - уровню конкретно-научной методологии . Здесь можно выделить два рядоположенных подуровня: уровень методики обучения химии и уровень медиаобразования.

Первый подуровень представлен идеями, изложенными С. Г. Шаповаленко ровно 40 лет назад в фундаментальном труде "Методике обучения химии в восьмилетней и средней школе" [6]. Со вторым подуровнем все гораздо сложнее.

Изучение работ ведущих медиапедагогов Советского Союза - России показывает, что как таковая методика медиаобразования до сих пор не разработана. Например, в монографии профессора Таганрогского государственного педагогического университета А. В. Федорова [5] "Медиаобразование: история, теория и методика" слово "методика" не случайно оказалось на последнем месте: из 708 страниц текста ей посвящена всего 21 страница, т.е. 3 %. Из этих 21 страницы невозможно понять, в чем же суть методики медиаобразования: "смешались в кучу" методы, методические приемы и умения школьников ("важно учитывать необходимость… закрепления методических приемов" [5, с. 65], организационные формы и средства обучения. Теории отведено 29 страниц (4 %), но сторонником какой из описанных теорий является автор?

Что же оставшиеся 93%? Это описание творческого пути российских медиапедагогов, обзор состояния медиаобразования за рубежом, а также (приведем названия глав монографии) "Экранная медиакультура и фавориты публики", "Спор о фаворитах", "Трудно быть молодым", "Несовершеннолетняя аудитория и проблема экранного насилия", "Short English Variant of the Main Book's Materials". Другими словами, основная часть монографии представляет собой киноведческий анализ фильмов и общие рассуждения "на тему", включая перевод на английский язык отдельных разделов монографии.

Из действительно серьезных, научных работ, посвященных проблемам медиаобразования (не кинообразования!), которые могут послужить методологической основой разработки медиаобразования, интегрированного с базовым, можно назвать лишь небольшое, к сожалению, число публикаций Е. А. Бондаренко (мировая художественная культура и история), Т. Г. Жарковской (иностранный язык), Л. С. Зазнобиной (химия) и К. М. Тихомировой (начальная школа). Все они в той или иной мере, кто-то непосредственно, а кто-то опосредовано, являются учениками академика Шаповаленко.
* *
*

  1. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 270 с.
  2. Бондаренко Е. А., Журин А. А. Состояние медиаобразования в мире. // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 88 - 98.
  3. Макареня А. А. Введение в антропоэкологию: Материалы для выполнения самостоятельной работы. - Омск: Изд-во Омского гос. университета, 1997. - 56 с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. - Т. 1
  5. Федоров А. В. Медиаобразование: История, теория и методика. - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО "ЦВВР", 2001. - 708 с. - С. 38.
  6. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе (Общие вопросы): Пособие для учителей. - М.: Учпедгиз, 1963. - 668 с.
  7. Concepts principaux. // Электронный ресурс: www.mediaawareness.ca/francais/
    ressources/educatif/outils_de_reflexion/concepts_principaux.html

  8. Conseil de l'Europe, Assemblee parlementaire, Recommandation 1466 (2000)
  9. Dansereau S. Education aux medias : de quoi parlons-nous ?// Электронный ресурс: http://www.screen.com/mnet/fre/mediacan/vivre/stphanie.htm
  10. Media education worldwide. // Электронный ресурс: http://www.mediaed.org.uk/posted_documents/world.html
  11. Media Education. - Paris: UNESCO, 1984. - P. 8.
  12. Media Resources Center // Электронный ресурс: http://media.ciue.edu.ee/center/world.html
  13. Piette J., Firoux L., Caron A. H. Programme d'education critique a la television. - Montreal, Departement de communication de l'Universite de Montreal en collaboration avec l'Association nationale des telespectateurs.
  14. Thibeault A. Qu'est-ce que l'education aux medias?// Электронный ресурс: http://www.mediaawareness.ca/francais/enseignants/education_aux_medias/qu_est_ce_
    edu_medias.cfm
    "
  15. Margalef J. M. Education aux medias et formation des maitres. //L'education aux medias dans l'enseignement secondaire en Europe : 59e Seminaire du Conseil de l'Europe pour enseignants. - Strasbourg, 1993. - 52 p.