МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ

А.А. Журин

Интенсивное развитие средств массовой информации и коммуникации поставило российскую школу на рубеже тысячелетий в трудное положение. Совсем недавно школа была для детей если не единственным, то основным источником естественнонаучных знаний. Сегодня же, как отмечает Л. С. Зазнобина, “информационные каналы активно внедряются в просветительские области, обогащая пользователя не только общедоступными популярными знаниями, но и специальными, относящимися к профессиональным”. Это приводит к тому, что современный старшеклассник отводит школе только лишь шестое место в ряду источников информации об окружающем мире, отдавая предпочтение родителям (95,8%), телевидению и прессе (по 87,5%), а также друзьям (54,8%) и книгам (39,2%) .

Игнорировать средства массовой информации — значит обеднять то, что называют повседневной жизнью детей. Более того, широкое использование средств массовой информации в целях обучения дает возможность практического решения давно обозначенных, но так до конца и нерешенных проблем связи обучения с жизнью, формирования общеучебных, точнее — общеинтеллектуальных умений. “Школа, которая хочет не на словах, а на деле быть действительно демократичной и открытой, должна не только вооружать своих учеников суммой некоторых готовых знаний, но и давать им преимущества в обогащении социального опыта в практике общения со средствами массовой информации”, — пишет один из ведущих канадских педагогов Стефани Дансеро.

Миллионные тиражи газет и журналов, тысячи радиостанций и телеканалов несут огромный объем информации ее потребителям, все более широкие слои населения обращаются к глобальным компьютерным сетям, чтобы найти интересующие их данные. Все эти источники информации стали очень доступными для учащихся средних общеобразовательных школ, что обусловливает практическую бесконтрольность потребления ими информации. Педагоги Запада были обеспокоены влиянием средств массовой информации на детей еще в 60-х годах. Проблема “параллельной школы”, т.е. просветительских программ средств массовой информации, широко обсуждалась самими средствами массовой информации (в качестве примера здесь можно привести великолепную ленту французских кинематографистов “Большая стирка”). Поскольку прекратить или ограничить влияние средств массовой информации на учащихся невозможно, необходимо научить их отделять плевелы от пшеницы. Решение этой проблемы берет на себя медиаобразование.

Исторически сложились два направления: специальное медиаобразование, предусматривающее введение отдельного предмета в учебный план средних общеобразовательных учебных заведений, и медиаобразование, интегрированное с традиционными школьными предметами. Анализ взглядов на медиаобразование и его цели (90-ые годы) дает возможность выделить центральную идею: формирование у школьников четкого и ясного понимания того, что сообщения средств массовой информации не отражают, а репрезентируют действительность во всех ее проявлениях — от природных явлений до социальных.

Цели медиаобразования в общем виде формулируются следующим образом:

  • обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании);
  • развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
  • включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
  • формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария.

Становление информационного общества определяет требования, которые предъявляются выпускникам средних общеобразовательных учебных заведений. Учащиеся, завершившие начальное общее и общее среднее образования должны:

  • уметь понимать задания в различных формулировках и контекстах;
  • уметь находить требуемую информацию в различных источниках;
  • уметь систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
  • уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
  • уметь визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему;
  • уметь вербальную информацию переводить в визуальную знаковую систему;
  • уметь трансформировать информацию, видоизменять ее объем , форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
  • понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
  • уметь аргументировать собственные высказывания;
  • уметь находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
  • уметь воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них;
  • уметь составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;
  • уметь устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от “белого шума”;
  • уметь составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения адекватную содержанию;
  • уметь извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;
  • иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием.

Базовое химическое образование в значительной степени направлено на общекультурное развитие школьника. Интеграция в него элементов медиаобразования помогает усиливать именно эту направленность. Актуальность медиаобразования в преподавании химии связана и со спецификой этой учебной дисциплины. Памятно одно из высказываний Ю. В. Ходакова — крупнейшего методиста — о том, что при обучении химии нужно не только формировать знания, но и “расшатывать” их.

Известно, что школьники 13 — 17 лет весьма категорично судят обо всем, признают окружающий мир только в черно-белом (без оттенков) варианте. Перенос такого восприятия на школьный курс химии создает множество трудностей и учителю, и школьникам. На протяжении нескольких лет обучения в сознании учащихся должны не раз измениться понятия “атом” и “элемент”, “молекула”, “аллотропия” и многие другие. Несколько раз меняется содержание главной “идейной” составляющей учебного курса: связи между составом, строением и свойствами веществ.

В школьных учебниках мало внимания уделено раскрытию диалектики познания, борьбе идей, становлению и опровержению научных взглядов, суждений, теорий и, наконец, возможности существования альтернативных, параллельных объяснений тех или иных научных фактов. Многие учителя пытаются восполнить в своей работе подобные пробелы в учебной литературе.

Цели и задачи медиаобразования и обучения химии можно сравнить с химическим равновесием и, используя химическую терминологию, выразить уравнением:

М === Х,

где М — цели и задачи медиаобразования и Х — цели и задачи обучения химии.

К этой равновесной системе, как и к любой другой, применим принцип Ле Шателье: “Если на систему, находящуюся в положении равновесия, оказать внешнее воздействие, то она отреагирует таким образом, чтобы уменьшить это воздействие”. Усиливая на уроке медиаобразовательный компонент, мы вызываем смещение равновесия вправо, в сторону решения задач химического образования.

Какие средства массовой информации могут быть использованы на уроках? Анализ сообщений масс-медиа показывает, что очень многие из них могут быть органично включены в урок химии.

Среди печатных изданий прежде всего отметим газеты “Московский Комсомолец”, “Коммерсантъ”, “Эксперсс-газету”. В этих изданиях можно найти информацию, как безупречную в химическом отношении, так и изобилующую неточностями и ошибками. Приведем небольшие фрагменты из двух публикаций “МК”.

Первый фрагмент может быть использован, например, для расширения знаний учащихся о свойствах оксида углерода(IV) и иодида серебра или для обучения школьников переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

“Осенняя непогода не будет страшна Москве в день грандиозного празднования 850-летия города, которое придется на 7 сентября. Однако дело вовсе не в точном прогнозе метеорологов. На совместном заседании правительства Москвы, Росгидромета, МЧС и ВВС принято решение об организации работ по метеорологической защите столицы в день ее юбилея. Проще говоря, над Москвой будут разгонять тучи, не давая осадкам выпасть на город. Искусственным образом в Москве уже не раз поддерживали солнечную ясную погоду: в частности, во время Московского фестиваля молодежи и студентов в 1985 году. Игр доброй воли в 1986 году, празднования 50-летия Победы в 1995 году. Как стало известно “МК”, в день рождения столицы разгон облаков планируется организовать по такому же принципу, как и раньше. Для осуществления этой цели будут привлечены специальные самолеты и вертолеты ВВС. Из летательных аппаратов в облака в радиусе нескольких десятков километров от Москвы будет распыляться твердая углекислота или йодистое серебро, провоцирующее досрочный выпад осадков.

Обычно дождевые тучи надвигаются на столицу с юга и запада. Так что можно предположить, что, пока Москва будет купаться в последних теплых солнечных лучах, подмосковным Серпухову, Истре, Волоколамску, Можайску и Наро-Фоминску предстоит захлебываться дополнительной порцией осадков, предназначенных столице”.

 

Второй фрагмент можно включить в урок с целью обучения поиску ошибок в сообщениях средств массовой информации или для формирования умения понимать направленность информационных потоков и цели коммуникации.

“В начале XX века доктора уже знали, что сахар — это “белая смерть”. Однако довольно медленная и даже сладкая. Затем это знание распространилось в массы, отягощенные, в свою очередь, мыслью о массе своего тела.

Сегодня от желающих покончить с лишним весом не требуется особых жертв. Те же доктора, хорошенько изучив таблицу Менделеева, нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но без характерного для него вредного действия на организм. В них почти нет калорий. Они не вызывают диабет и не разрушают зубы. Более того — они полезны.

Один из самых интересных представителей нового “сладкого семейства” — ксилит. Другие известные заменители сахара — сорбитол, мальтитола и фруктоза.

Первые два, кстати, входят в состав леденцов “Минтон без сахара”, как, собственно, и многих других популярных сладостей.

Отличие заменителя от сахара в воздействии на зубы объясняется следующим образом: сахар выделяет кислоты из углеводов пищи, а кислоты разрушают зубную эмаль. Заменители с углеводами не взаимодействуют, поэтому исчезает сама первопричина кариеса...

Но и, конечно, не стоит забывать и о низкой калорийности продуктов на основе заменителя. Например, шоколадная конфета содержит около 60 ккал, обычная карамелька — 230 ккал, а леденец на основе заменителя — всего 33 ккал”.

 

Рисунки, схемы, фотографии из газет и иллюстрированных журналов можно использовать для формирования у школьников умения переводить информацию из визуальной формы в вербальную.

Использование эфирного или кабельного телевидения непосредственно на уроке затруднено целым рядом причин организационного, технического, а порой и экономического характера. Но уже имеется опыт включения в урок записей телевизионных передач на бытовой видеомагнитофон, сделанных учителем заранее.

В телевизионных передачах выделим три группы, представляющие наибольший интерес в контексте данной статьи:

    1. информационные, несущие саму оперативную информацию, и благодаря оперативности зачастую содержащие химические ошибки и неточности (гашение горящей нефти водой, отравление углекислым газом, взрыв угольного пласта);
    2. рекламные, которые в основном представляют собой переводные рекламные ролики. Неточности перевода (например, “сода бикарбонат”) дают богатый материал для обсуждения на уроках химии;
    3. художественные фильмы, которые можно и приобрести на видеокассетах.

Учитель химии О. Ю. Гончарук (школа № 1748, г. Москва), проанализировав большое число кино- и видеофильмов, показала, что их можно использовать практически в каждой теме школьного курса химии. В таблице 1 приведен краткий перечень видеофильмов, применение которых на уроках химии дает возможность одновременного достижения целей обучения химии и медиаобразования.

Таблица 1. Некоторые видеофильмы,
фрагменты которых можно использовать на уроках химии

Название фильма

Тема школьного курса химии

Бездна (фантастика)

Растворы

Белое солнце пустыни (боевик)

Нефть

Волга-Волга (комедия)

Вода

Вспомнить все (боевик)

Кислород

Джентльмены удачи (комедия)

Горение

Металлы побочных подгрупп

Доктор Джекил и мистер Хайт

Общие свойства кислот

Один дома

Общие свойства кислот

Операция “Святой Януарий”

Углерод

Силикатная промышленность

Операция “Ы” и другие приключения Шурика (комедия)

Углеводы

Особенности национальной охоты (комедия)

Спирты

Собака Баскервилей (детектив)

Фосфор

Трудный ребенок – II

Алканы

Чужие (фантастический боевик)

Общие свойства кислот

Теория электролитической диссоциации

Металлы

В последние годы стремительно развиваются компьютерные технологии передачи информации. Все больше школьников получают доступ к глобальным сетям, охватившим весь мир. Интернет в их понимании является средством развлечения, поскольку они не знают, как много полезной информации к уроку они могут получить в Сети. Мнение, что в Интернете все материалы публикуются только на иностранном языке ошибочно. Нами был проведен поиск документов с помощью наиболее популярных поисковых систем Яndex (запрос составлялся на русском языке и в результате были выявлены только русскоязычные документы) и Alta Vista (запрос составлялся на английском языке; результат — документы на всех языках, кроме русского, который не поддерживается европейским сервером Alta Vista). Результаты приведены в таблице 2. Разумеется, число документов чисто химического содержания меньше приведенных величин. Это объясняется тем, что авторы страниц иногда злоупотребляют ключевым словами, а также наличием рекламных страниц, но и они представляют определенный интерес в плане интегрированного медиаобразования. Способы вычленения нужной страницы из множества найденных поисковыми службами описаны в литературе.

Таблица 2. Число документов в Сети (по состоянию на 31.03.99)

Тема

Число документов

Яndex

Alta Vista

Азот

19827

7190

Алхимия

1484

79

Атом

1171

331362

Бензол

1637

188

Дезоксирибонуклеиновая кислота

10169

18822

История химии

79474

2970370

Кислород

20097

442640

Кислота

41714

12625

Модель молекулы

633

368340

Молекулярная орбиталь

95

94670

Натрий

14399

5544

Озон

32024

28540

Периодический закон

163

495690

Реактив

2904

83300

Фенол

2721

11

Химическая лаборатория

2730

3047510

Химическая посуда

396

630820

Электролит

3917

32570

Электролитическая диссоциация

69

53220

Электрохимия

800

41900

Обратим внимание на то, что учащихся, работающих в Сети, следует предупредить об опасности использования материалов, предоставляемых Московской коллекцией рефератов (http://www.referat.ru/referat/2602.htm ).

Анализ медиасообщений — это только небольшая часть айсберга медиаобразования. Нельзя забывать о том, что школьников, живущих в информационном мире, необходимо учить создавать свою собственную информацию. Любой учитель скажет, что наши дети в подавляющем большинстве плохо говорят и еще хуже пишут. Это результат того, что на уроках ученики больше слушают и меньше говорят сами. Л. Клинберг в работе “Обучение и язык” приводит поистине убийственные цифры: “По исследованиям Г.-П. Цайлингера и других дидактов, участие учителей и учеников в дидактическом языковом процессе во временном отношении составляет примерно 4:1. Другими словами, около 80% вербальной учебной активности приходится на долю учителя; остальные 20% распределяются примерно среди 30 учеников класса!”.

Предоставляя ученику возможность стать автором медиасообщения, необходимо дать ему образец. В. Оконь отмечает, что тексты, предъявляемые ученику “должны характеризоваться не только правильностью языка, но и совмещением правильного литературного языка с научной терминологией. Вместе с тем литературный язык не исключает живого, обращенного к воображению, заставляющего мыслить... На образцах языка учебников — скорее бессознательно, чем сознательно — создается язык их читателей”. Весьма прискорбно, что многие современные молодежные издания (“МК”), радио и телепередачи (программа Ксении Стриж на радиостанции “Европа-плюс”, “Угадай мелодию” на канале ОРТ) не могут служить школьникам положительным примером для подражания.

В связи с интеграцией медиаобразования и химии возникает вопрос об их соотношении. Интеграция медиаобразования с курсом химии предполагает, что урок по-прежнему остается уроком химии, а формирование умений, указанных в стандарте медиаобразования осуществляется параллельно формированию химических знаний и умений. “Какие из этих целей (медиаобразования или обучения химии — А. Ж.) считать более приоритетными, какие менее, в данном случае псевдовопрос. Ведь учебный материал и средства обучения по своей природе полифункциональны и могут служить основой для достижения как дальних и ближних целей той или иной учебной дисциплины, так и целей медиаобразования. А интегрировать решение задач медиаобразования с задачами базового образования можно на фактическом материале практически любого предметного курса”. Поэтому на уроке химии по-прежнему ведущей остается химия, а медиаобразование, вклиниваясь в процесс обучения химии, обогащает его новыми методическими приемами и формами работы.