Вашему вниманию предлагаются фрагменты книги
"В мире кино",
которая в 2003 г. выходит в издательстве "Олма-пресс"

 

Бондаренко Елена Анатольевна,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
лаборатории ТСО и медиаобразования

ОТКУДА ПРИШЛО КИНО | ЭКРАН, ВРЕМЯ И МЫ

В тексте книги есть творческие практикумы по развитию восприятия, а также задания и упражнения, которые можно выполнять, используя видеокамеру или фотоаппарат.

 

ЭКРАН, ВРЕМЯ И МЫ

Мир экрана

Искусство кино - это целый мир. Оно впитало традиции всех известных до него искусств и при этом выработало собственную систему выразительных средств, свой язык.
Попробуем же совершить путешествие в этот мир.
Как и всегда в дороге, многое зависит от вас.
Возьмите с собой наблюдательность и терпение; скуку и невнимание можете оставить дома, ибо эти два качества обладают удивительным талантом возвращать вас к самому началу пути, а то и отбрасывать назад.
Там, куда мы отправляемся, вам пригодятся способности Шерлока Холмса - восстанавливать целую картину жизни по одной-двум деталям. Попробуйте сделать это - и результат, не сомневаюсь, удивит вас самих. Глядя на экран, мы иногда не слышим и не видим даже то, что ясно, как на ладони, хотя глаза наши открыты, а уши слушают. Искусство экрана умело использует одну из своих особенностей: если вы не пытаетесь понять смысла того, что вам показывают, то он может от вас ускользнуть, хотя "на первый взгляд" все будет ясно. Каждый увидит свой фильм. Для одного это будет философский рассказ о смысле жизни, для другого притча о том, как Красота и Добро спасут мир, для третьего - история о неудачной мести, для четвертого просто набор красивых картинок, как в комиксе… И каждый будет прав. Он увидит то, что хотел, что ожидал увидеть.


Диалог с экраном

Вы, наверное, не раз слышали выражение "диалог с экраном". Как бы вы его объяснили? Ведь быть собеседником (и притом полноценным) - не значит комментировать происходящее вслух или отворачиваться, когда на экране возникает то, чего вы не хотите видеть.
Диалог с экраном может возникнуть только тогда, когда вы пытаетесь понять: а зачем мне показали это именно так? Почему на героине светлое платье, а не какое-нибудь другое? Почему я в этом кадре не вижу ее лица? О чем мне говорят это движение, этот жест, этот дождь, этот ветер? Кто стоит "за кадром" и что он пытается мне сказать?
Ряд подобных вопросов бесконечен. Попробуйте ответить на них - и вы начнете ощущать, как что-то меняется, словно на экране возникает совершенно иное зрелище, даже если вы смотрите фильм, который знаете едва ли не наизусть. Да и экран-собеседник гораздо интереснее "просто экрана". Он, в свою очередь, способен поставить перед вами много вопросов, ответы на которые могут заставить вас пересмотреть мнение о жизни и о себе.
Творческий практикум. Анкета "Что я знаю о себе"
Попробуйте для начала просто ответить на эти вопрос: любите ли вы ходить в кино? Любите ли вы смотреть телевизор? Какие фильмы и передачи вам нравится смотреть больше всего?
Представьте, что идет фестиваль "Один век жизни кино". Вы - участник жюри, которое должно определить три самых лучших фильма мира. Это - фильмы всех времен и народов, на все времена.
А теперь вообразите, что вам предстоит много лет странствовать в космосе. Какие фильмы вы взяли бы с собой, не опасаясь, что они вам быстро наскучат?
Кого вы могли бы назвать самым лучшим актером мира? Лучшей актрисой? Что нравится вам в героях этого актера? Что вас привлекает в героинях этой актрисы? Хотели бы вы быть похожим на этих героев? В чем?


У границы Мира Кино

Отвечая на эти вопросы, вы вдруг ощутите, что герои кино незримо живут рядом с нами. Они могут стать нашими друзьями или врагами. Рядом с ними интереснее жить.
Кино и в самом деле удивительный мир. Мир, который способен незаметно дать нам свободу от законов Материальной Вселенной, по которым камень сам по себе никуда не взлетит, а планета Земля всегда ласково притянет вас к себе, как бы искусно вы ни пытались с нее спрыгнуть. Не верите? Попробуйте.
А сможете ли вы сами определить, чем этот мир отличается от привычного для нас мира обыденной жизни? Яркостью впечатлений? Да. Силой чувств? Да. Переживанием, равного которому не находишь нигде?
И зависит это от очень простых вещей. Истины всегда просты; а те истины, которые мы называем великими, просты до такой степени, что диву даешься: как это я раньше не догадался? Поэтому не смущайтесь, если вам покажется, что нужно искать ответ на слишком простые вопросы. Чем проще вопрос, тем сложнее может быть путь к ответу.
Вот мы и подошли вплотную к границе этого мира.
Отсюда начинаются два пути - тропа знаний и тропа созерцания. Изберите любой, но помните - без вашего желания понять, без труда души любой мир мертв. Ваш интерес, ваше вдохновение - залог успеха. Экран вдохновляет вас - ответьте ему тем же!

Дитя ХХ века
Страницы истории кино

Немногим более ста лет назад, в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда - на белом экране возникали призрачные, черно-белые, но вполне узнаваемые и реальные картины. Это была не просто "движущаяся фотография" - сама жизнь ворвалась на экран, просияла улыбкой ребенка, прошелестела ветром в кронах деревьев, промчалась вместе с фиакром по нарядной улице Лиона. Десять первых киносюжетов могут показаться случайными - среди них хроника событий, несколько комических сценок, бытовые зарисовки: как работают кузнецы, как выходят рабочие с фабрики Люмьер, как купаются в море дети…
История не сохранила впечатлений самых первых кинозрителей. Но вряд ли кто-то из них подозревал, что буквально у них на глазах рождается искусство, которое определит лицо ХХ века - "синема", искусство экрана. Кино. Кинематограф - если говорить по-французски, на языке создателей первых киноаппаратов.
Несколькими десятилетиями позже появится телевидение, затем - видео. Экран завоюет мир…
Можно по-разному представлять себе наше прошлое. Но если мы попробуем заглянуть в будущее, оно для нас неразрывно связано с экраном. Своеобразные варианты телевизора, домашнего кинотеатра, видеотелефона, сетевого компьютера - все это обязательно входит в наши представления о будущем.

Фантазия и реальность на экране

Если раньше мы могли только представлять себе малоизвестное и неведомое - например, то, как выглядит жизнь туземцев с далеких островов или знаменитый подводный корабль "Наутилус" капитана Немо, рожденный фантазией писателя Жюля Верна, - то теперь мы можем все увидеть на экране! Все, что только можно снять - как в реальности, так и с помощью разных трюков - дорисовок, макетов, компьютерных технологий. Теперь уже наша фантазия должна успевать за выдумкой художников и режиссеров.
Изобретение кино перевернуло не только нашу жизнь - оно изменило и наши представления о жизни.
Для нас стало привычным видеть мир сразу в нескольких измерениях. За одну минуту четыре-пять раз сменить точку зрения: смотреть на землю то с высоты птичьего полета, то глазами муравья; увидеть человека в толпе - и тут же выделить его лицо, а затем внимательно рассмотреть то, что у него на ладони. Вернуться в прошлое - и мгновенно перейти к настоящему, а то и заглянуть в будущее…
И средство, благодаря которому мы можем так свободно перемещаться во времени и пространстве, доступно каждый день и каждому из нас. Мы пользуемся им, сами порой того не замечая. Оно стало привычным настолько, что ежевечернее кругосветное путешествие (вспомните любую программу телевизионных новостей!) мы воспринимаем как нечто обыденное.
А между тем искусство экрана было и остается тем островком нашей жизни, где вечно скрывается необходимое нам ощущение чуда - ведь без чудес жизнь скучна!

Такой разный экран
Кино, телевидение, видео

Почему же кинематограф так быстро завоевал наши сердца?
Вам, наверное, приходилось видеть какой-нибудь фильм (или мультфильм) и в кинотеатре, и по телевизору, и в видеозаписи - и наверняка вы заметили, что от этих просмотров остаются разные впечатления. В кинотеатр нужно идти по улице; надо купить билет и сделать много попутных дел (которые взрослым могут показаться совсем не обязательными - зайти в буфет, сыграть с компьютером, просмотреть всю рекламу на стенах). Но вот вы оказались в зрительном зале; бесконечное неторопливое движение людей, шелест и приглушенный шум разговоров занимают ваше внимание до той особой минуты, когда гаснет свет, наступает тишина, и на смутно-белом экране рождаются первые кадры фильма.
А потом, после сеанса, - шелест шагов и приглушенные голоса покидающих зрительный зал; глоток свежего воздуха; свет, который кажется особенно ярким после полутьмы. И порой так не хочется расставаться с иллюзией, которая покорила ваши сердца - на час просмотра, на день, на неделю… а иной раз и на всю жизнь.
Кинематограф - всегда маленький праздник.
Телевидение для нас куда более буднично. Здесь мы включаем зрелище сами; телевизор всегда предлагает нам выбор из нескольких программ. От телеэкрана всегда можно на минутку отвлечься; однако его притягательная сила нам хорошо знакома. Попробуйте посреди беседы с друзьями включить телевизор - и разговор тотчас прервется, что бы ни появилось на экране. Телевизор станет вашим главным собеседником; и даже досада на бесконечные рекламные вставки, которые так мешают смотреть интересный фильм, не заставит вас оторваться от экрана. Телевидение не зря называют "наркотиком"; иногда мы настолько привыкаем к тому, что в углу комнаты что-то должно все время светиться и бормотать, что не можем ничем заниматься, пока не включен телевизор.
Видео добавляет к этому еще кое-что новое. Вспомним старую добрую сказочную формулу - "по щучьему велению, по моему хотению". Именно таковы и возможности видео. Вы уже не привязаны к телевизионной программе, к появлению "без спроса" рекламных роликов. Можно посмотреть что-то неизвестное или еще раз встретиться с фильмом, чьи герои давно уже стали для вас добрыми и верными друзьями, надо только выбрать удобное для вас время. Мало этого - вы можете в любой момент остановить просмотр, вернуться назад, рассмотреть один кадр или целую сцену в замедленном действии, или "промотать" затянутый, с вашей точки зрения, эпизод. Достаточно нажать кнопку - и экранный мир подчинится вам и вашим желаниям. Гаснет свет, на экране появляются первые кадры…
Здесь-то и начинается самое интересное.

Открытие языка кино

Почему мы так любим кино? Почему истории, рассказанные нам с экрана, заставляют нас плакать, смеяться, иногда - обливаться слезами над вымыслом, а порой вроде бы интересные фильмы оставляют нас равнодушными?
Если мы попытаемся понять, как экран общается с нами, нам не обойтись без слов "история", "рассказать", "собеседник". Получается, что экран обладает своим и только своим способом общения, особым языком. При этом, как всякий собеседник, экран требует от нас знания этого языка, умения понимать "слова", расшифровывать "фразы", связывать их в единый рассказ.
Сейчас, всего лишь через сто с небольшим лет после изобретения кино, мы попадаем в странное положение. Мы умеем понимать экранный рассказ и даже общаться с ним, не отдавая себе отчета в том, что это - язык. И поэтому, понимая, что происходит, мы не понимаем, как и зачем это происходит. Но тем не менее глаз от экрана не отрываем!
В русском языке не случайно существуют два глагола: смотреть и видеть. Смотреть фильм мы все умеем; ну а видеть… иногда приходится этому учиться. Фильм существует не сам по себе, но только тогда, когда вы его смотрите. Без вашего желания понять происходящее любой фильм мертв. И оживить его - дело ваших рук, ваших глаз, вашего сердца. Вашего желания сопереживать и размышлять.
Казалось бы, что тут сложного? Открывай глаза и смотри. Но все дело в том, что мы видим происходящее на экране чужими глазами. И не просто чужими глазами - это взгляд другого человека, ограниченный рамкой кадра.

Творческий практикум
Творческий практикум. Фотография и рамка

Творческий практикум
Взгляд на мир


Искусство рассказывать истории

Всего лишь за два-три десятка лет язык экрана сформировался настолько, что остается понятным нам и доныне. Истории, рассказанные языком кино, подчас стареют быстрее, чем книги. Лицо, считавшееся красивым, через десять лет может показаться угловатым и неестественным; то, что заставляло людей искренне плакать в зрительном зале, спустя годы может вызвать лишь легкую улыбку…
И тем не менее остаются фильмы, которым не суждено постареть. Если мы будем внимательны, то заметим, что чувства, с которыми переложены на язык экрана эти истории, остаются неизменными. Эти фильмы до сих пор способны заразить нас своим задором и свежестью.Что-то неизменное сохраняется в них, вызывая наш интерес. Возможно, то самое "вечное и неизменное", благодаря которому до сих пор существует вся человеческая культура.
А причина "вечной молодости" некоторых фильмов - или сюжетов, к которым часто возвращается кинематограф, - скрыта в секретах искусства экрана. Искусства рассказывать истории при помощи камеры и актеров.
Посмотрим же на экран более пристально. Попытаемся понять, что такое язык экрана и почему он возник, развился и завоевал мир так быстро и столь надолго.

ОТКУДА ПРИШЛО КИНО | ЭКРАН, ВРЕМЯ И МЫ