Гипотеза № 1
Опросы учащихся 1998-2002 гг. показали,
что понемногу начинает расти популярность тех видов массовых
коммуникаций, которые предполагают совместное эмоциональное
переживание ( посещение кино, коллективные просмотры видео).
Означает ли это, что время «эпохи индивидуализма» проходит
– или это просто установление некоторого нового равновесия
между индивидуальными и коллективными формами эмоционально-образного
познания мира?
Примечание к гипотезе № 1:
Наверное, каждому учителю приходилось отмечать, насколько
различаются реакции детей и общий уровень их знаний пятнадцать
лет назад, десять лет назад и в настоящее время. Каждый из
нас находит для этого свое объяснение, но падение общего уровня
заинтересованности в образовании, «вялость» восприятия, большая
доля инертности в занятиях, предполагающих творческую инициативу
и активность, заметны многим педагогам и без убедительных
данных опросов. Современные ученики редко объединяются в коллективы,
они предпочитают оставаться индивидуалистами. Что повлияло
на формирование такой позиции? Насколько «виноваты» в этом
СМИ (и виноваты ли вообще?) Связано ли это с закатом патриотизма?
Каковы перспективы этого процесса? Вот краткий список тех
вопросов, по которым мы предлагаем провести дискуссию в рамках
сайта. Мы ждем ваших реплик, мнений, материалов!
Гипотеза № 2
Использование Интернета - своебразная
"информационная революция": оно кардинально преобразует не
только способы работы с информацией, но и влияет на развитие
подростков.
Комментарий к гипотезе № 2:
в плане медиаобразования для нас в первую очередь важны
информационные умения (умения собирать, вопринимать, понимать,
обрабатывать, преобразовывать информацию). Интернет является
несомненной революцией в области технологии, НО - набор умений
работать с информацией остается тем же. Пример? Печатный текст
существовал задолго до Интернета; умение читать, понимать,
интерпретировать текст не изменилось. Изменились только средства
передачи информации. А неграмотному (не умеющему читать или
понимать, что же он, собственно, читает, никакие новые технологии
не помогут). Кроме того, всякие революционные преобразования
требуют осторожности: не стоит вместе с водой выплескивать
из ванночки и младенца!
Гипотеза № 3
Может быть информационный кокон необходимо
не разрушать, а наоборот, создавать?
Комментарий к гипотезе № 3
Мы привыкли к однозначной трактовке термина "информационный
кокон". Предполагается, что этот кокон отгораживает человека
от мира; однако, если мы посмотрим внимательнее на бисоциальные
механизма подростковой адаптации, результаты которых обеспечивают
успешные контакты в социуме и достижение личностных целей,
то обнаружим, что одновременно с механизмами постижения смысла
и переработки информации мы развиваем и определенные коммуникативные
барьеры - без этого нельзя. Чтобы сосредоточиться на проблеме
(что есть залог успеха взрослого человека), надо уметь "отсекать"
лишнее. Механизм того же типа, что и пресловутый информационный
кокон. Так что модные лозунги "долой!" по отношению к информационному
кокону не пройдут. Скорее придется разбираться, как пользоваться
этим психологическим механизмом в мирных целях. А это уже
отдельная проблема (идет работа над статьей "Проблемы информационной
культуры").
Гипотеза № 4
Мышление современного подростка часто
называют "клиповым" - разнородная информация сосуществует
в сознании без внутренних связей, морально-этический "внутренний
кодекс личности" размыт. Современное молодежное искусство
способствует стабилизации этой ситуации. Чтобы активировать
процесс "объединения" мозаики восприятия и поступка в единство
личностного отношения к миру, надо: (на выбор)
а) влиять на содержание и формы проявления молодежного искусства
через цензуру и образование;
б) приобщать к классическим формам искусства; научится настоящему
- будет не до ерунды;
в) рассмотреть генезис фовременного молодежного искусства
- куда же все-таки катится мир, который рассматривают в таких
формах?
г) учить прежде всего основам анализа и понимания, выявить,
что в структуре современного образования соответствует этой
тенденции;
д) не трогать - сами перебесятся, как и вся молодежь до них.
Хотите высказать свое мнение? Опубликовать свою гипотезу?
Ждем ваших писем по адресу: laboratory@mediaeducation.ru,
|