Медиаобразование в России
Гипотезы

Гипотеза № 1

Опросы учащихся 1998-2002 гг. показали, что понемногу начинает расти популярность тех видов массовых коммуникаций, которые предполагают совместное эмоциональное переживание ( посещение кино, коллективные просмотры видео). Означает ли это, что время «эпохи индивидуализма» проходит – или это просто установление некоторого нового равновесия между индивидуальными и коллективными формами эмоционально-образного познания мира?

Примечание к гипотезе № 1:
Наверное, каждому учителю приходилось отмечать, насколько различаются реакции детей и общий уровень их знаний пятнадцать лет назад, десять лет назад и в настоящее время. Каждый из нас находит для этого свое объяснение, но падение общего уровня заинтересованности в образовании, «вялость» восприятия, большая доля инертности в занятиях, предполагающих творческую инициативу и активность, заметны многим педагогам и без убедительных данных опросов. Современные ученики редко объединяются в коллективы, они предпочитают оставаться индивидуалистами. Что повлияло на формирование такой позиции? Насколько «виноваты» в этом СМИ (и виноваты ли вообще?) Связано ли это с закатом патриотизма? Каковы перспективы этого процесса? Вот краткий список тех вопросов, по которым мы предлагаем провести дискуссию в рамках сайта. Мы ждем ваших реплик, мнений, материалов!

Гипотеза № 2

Использование Интернета - своебразная "информационная революция": оно кардинально преобразует не только способы работы с информацией, но и влияет на развитие подростков.

Комментарий к гипотезе № 2:
в плане медиаобразования для нас в первую очередь важны информационные умения (умения собирать, вопринимать, понимать, обрабатывать, преобразовывать информацию). Интернет является несомненной революцией в области технологии, НО - набор умений работать с информацией остается тем же. Пример? Печатный текст существовал задолго до Интернета; умение читать, понимать, интерпретировать текст не изменилось. Изменились только средства передачи информации. А неграмотному (не умеющему читать или понимать, что же он, собственно, читает, никакие новые технологии не помогут). Кроме того, всякие революционные преобразования требуют осторожности: не стоит вместе с водой выплескивать из ванночки и младенца!

Гипотеза № 3

Может быть информационный кокон необходимо не разрушать, а наоборот, создавать?

Комментарий к гипотезе № 3
Мы привыкли к однозначной трактовке термина "информационный кокон". Предполагается, что этот кокон отгораживает человека от мира; однако, если мы посмотрим внимательнее на бисоциальные механизма подростковой адаптации, результаты которых обеспечивают успешные контакты в социуме и достижение личностных целей, то обнаружим, что одновременно с механизмами постижения смысла и переработки информации мы развиваем и определенные коммуникативные барьеры - без этого нельзя. Чтобы сосредоточиться на проблеме (что есть залог успеха взрослого человека), надо уметь "отсекать" лишнее. Механизм того же типа, что и пресловутый информационный кокон. Так что модные лозунги "долой!" по отношению к информационному кокону не пройдут. Скорее придется разбираться, как пользоваться этим психологическим механизмом в мирных целях. А это уже отдельная проблема (идет работа над статьей "Проблемы информационной культуры").

Гипотеза № 4

Мышление современного подростка часто называют "клиповым" - разнородная информация сосуществует в сознании без внутренних связей, морально-этический "внутренний кодекс личности" размыт. Современное молодежное искусство способствует стабилизации этой ситуации. Чтобы активировать процесс "объединения" мозаики восприятия и поступка в единство личностного отношения к миру, надо: (на выбор)
а) влиять на содержание и формы проявления молодежного искусства через цензуру и образование;
б) приобщать к классическим формам искусства; научится настоящему - будет не до ерунды;
в) рассмотреть генезис фовременного молодежного искусства - куда же все-таки катится мир, который рассматривают в таких формах?
г) учить прежде всего основам анализа и понимания, выявить, что в структуре современного образования соответствует этой тенденции;
д) не трогать - сами перебесятся, как и вся молодежь до них.

Хотите высказать свое мнение? Опубликовать свою гипотезу?

Ждем ваших писем по адресу: laboratory@mediaeducation.ru,

 

© Web Дизайн Якушина Е. .
© Лаборатория ТСО и медиаобразования ИОСО РАО

 
спб декоративная штукатурка стен Как перевести ковролин в погонные метры? купить матрасы оптом спб